О некоторых особенностях работы советских театральных администраторов в далекие 70-е годы прошлого века... Звучит страшно – «70-е годы прошлого века»!
В этом тексте я не буду употреблять местоимения «я», хотя большинство из того, что я пишу было со мной. Но это, с разной степенью точности, происходило и с другим театральными администраторами(ТА)
Начну с одной околотеатральной истории. На одной из коллегий министерства культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, тогдашний министр культуры с удивлением узнала, что распространители театральных билетов зарабатывают в месяц по 500-600,а то и более рублей. «Как это так, - возмутилась она, они больше меня получают!». На что ей ответил член коллегии великий русский актер, народный артист СССР Борис Ливанов: « Так ведь они зарабатывают, а вы получаете». Но Фурцева не вникала в тонкости русского языка и установила для распространителей максимум - 200 руб. Но при этом распространители получали не зарплату, а только процент от проданных билетов. Процент колебался от одного( на концерты звезд, типа Пугачевой) до пяти( на гастроли театров).
Итак, ТА привозит известный московский театр на гастроли в город Саратов. Поскольку в СССР хозяйство было плановым, то на месячные гастроли был план – 100 тысяч рублей. Распространители должны были получить 5% от суммы – 5 тыс. рублей. Исходя из того, что потолок зарплаты – 200 руб., ТА должен нанять 25 распространителей. Но, распространитель билетов – профессия штучная. Не каждый готов мотаться по всему городу втюхивая билеты каждому встречному-поперечному. В Саратове таких специалистов было 4 человека. Ну, хорошо, можно написать, что они работали два месяца – предварительная продажа. Но это 1600 рублей. А остальные? Вот и приносили они ТА документы на родных и близких распространителей. Но ТА рискует – он же знает, что это подлог. Знают и распространители. Поэтому некая компенсация за риск просто просится. Однако в том. Что и ТА и распространители идут на нарушения виновата система и дура-министр: советский человек не может зарабатывать больше министра.
Почему я начал с этого случая? Гастроли – это была та часть работы ТА, где он мог сделать хорошие деньги. Да, у ТА крупнейших московских и ленинградских театров была и на стационаре хорошая кормушка – творческие вечера актеров. Кто занимался организацией этих вечеров? Ну, не сами же звезды. ТА. Он и получал за это свой процент. А теперь представьте, сколько вечеров давали актеры Сатиры или Ленкома? Но таких театров были единицы.
Вернемся к нашим баранам, то бишь, гастролям. На чем еще делал деньги ТА. Ну, например, подавал финансовые отчеты на изготовления для того же Саратова 10-ти афиш-стендов и 10 растяжек-банеров. На самом деле он привозил штуки три стенда и пару банеров из Москвы, где их делали в собственных мастерских работники, сидящие на зарплате. Просто, что бы дать им эту работу, надо было дать взятку заведующему художественно-постановочной частью. Однако все это количество рекламной продукции надо было оформить на художника, работающего в Саратове. Поскольку ставки на выполнение этих работ были мизерными ( тоже «спасибо» министерству культуры) опять же привлекались «мертвые души» - друзья и родственники художника. Отдельным пунктом шли программки на спектакли, Кстати, вы никогда не задумывались, почему они стоили 4 или, скажем, 8 копеек?
Все дело в том, что существовал у нас, у администраторов, негласный договор – дать хоть чуть-чуть заработать старушкам-билетерам, продающим программки. Вы же не будете ждать сдачу с10-15 копеек. А для них, при зарплате 60 рублей, лишняя десятка-двадцатка в месяц – деньги. С программками все было просто. ТА приезжает в типографию заказывать очередной тираж программок. Скажем по 5 тыс. каждого названия. После сдачи заказа идет в цех, к знакомому наборщику и говорит: «Коля, я там принес заказ, так ты его увеличь вдвое». Когда заказ готов, Коля звонит ТА, тот приезжает рано утром, пока не приехала дирекция и забирает то, что сверх заказа. Потом получает заказ. В стационаре этими программками не воспользуешься – их со склада театра получают билетеры. А вот на гастроли ТА берет два комплекта. Продает на 90% левые. Непроданные – возвращает на склад. Ну, не любят в провинции программки. Это только так кажется – 15 копеек ( на гастроли разрешено было увеличивать цены на программы) не деньги. А когда продается по 20 тыс.! Много было способов заработать. Но все это меркнет по сравнению с тем, как провинциальные концертные и театральные администраторы крутили билеты на выступлениях в сельских клубах. Берем для примера выезд с детским представлением в село. Или районный центр. Там представления происходили во дворцах культуры, где места в зрительном зале не были нумерованы. Билеты, скажем, розданы по школам. Помните такие листы с десятком билетов в руках у классной руководительницы, когда приводила вас на представления? При входе в зал сам администратор. Это называлось – «стоять на воротах». Учительница отдает листы билетов и стоящий в дверях начинает считать по головам: «Один, два, три… сорок». И тут учительница начинает: « А можно моя племянница пройдет?» «Да, конечно, проходите, рассаживайтесь». Счастливые дети бегут занимать места, а администратор остается с пачкой даже ненадорванных билетов. Их запросто можно использовать еще раз. И не один. Мой личный рекорд – 8 раз. Только их надо прогладить через газетку, и они будут выглядеть, как новые. Способы все нехитрые и, по большому счету, миллионы не приносившие. По сравнению с тем, как воруют нынешние, так вообще – слезы. Причем, что интересно, воруют режиссеры, Серебрянников, Райкин, например. В наше время режиссеры и актеры не воровали. За все отвечали администраторы. Популярные певцы, собиравшие стадионы, получали гроши. Согласно утвержденным ставкам. Но приехав в какой-либо город, они делали план для местной филармонии. Поэтому их старались пригласить. Говорят( за правдивость не ручаюсь) Алла брала за приезд в город тысячу руб. Но брал деньги администратор и потом передавал ей. Когда его взяло ОБХСС( помните такую контору) он раскололся, но Алла все отрицала. Мужик сел за взяточничество. Но опять же, кто виноват в том, что певец получал гроши. Власть, министерство. А напоследок одна история, которая была с моим учителем в профессии администратора – Яковом Лазаревичем Кропом. Он привез в столицу одной автономной республики группу актеров.Из театра кукол, по-моему. Заранее заказал гостиницу, подтвердил бронь и вечером поехал на вокзал встречать актеров. Привозит их в гостиницу, а ему дежурная говорит : «Мест нет». «Как нет, а моя бронь?», А мы ее продали, потому что… « и следует длинный список причин. Яков Лазаревич попросил разрешения актерам посидеть в лобби и уехал. Через час он привез в гостиницу министра коммунального хозяйства этой республике. Примерно в час ночи. Представляете, что было в гостинице? Зато актеры спали в теплых кроватях. Так что, администраторы не только воровали, но и заботились о своих актерах, Не знаю, как сейчас….
Игорешка Лапидус
Источник: https://xn----7sblqwdegk2n.xn--p1ai/news/7063-okoloteatralnye-istorii.html