Самый дальний минный пояс на Земле находится не в Корейской демилитаризованной зоне, ангольских саваннах или афганских горах. Он находится в одной из самых пустынных частей пустыни Сахара.
Организация Объединенных Наций классифицирует Западную Сахару как “несамоуправляющуюся территорию”, несмотря на то, что две трети этого региона оккупированы Марокко.
Расположенная на западном побережье Африки-вблизи Канарских островов, к югу от Марокко, к западу от Алжира и к северу от Мавритании—Западная Сахара была испанской до 1976 года, когда давление борцов за независимость вынудило испанские войска отступить.
Впоследствии Мавритания и Марокко путем враждебного захвата разделили пустынную территорию.
После марокканского вторжения 1975 года коренное Сахарское население тысячами бежало через границу в Алжир. А в 1980 году Марокко, чувствуя, что эта территория уязвима, предприняло попытку аннексировать большую часть неуправляемой пустыни.
Марокканские инженеры построили Берму-1500-мильную полосу наземных мин и надземных баррикад, которая проходит через Западную Сахару.
Берма является одним из самых безопасных оборонительных барьеров когда-либо. Он состоит из 10-футовых стен, колючей проволоки, электрических заборов и каждые семь миль человеческих часовых. Кроме того, это укрепление находится на самом длинном в мире непрерывном минном поле.
По частям, год за годом, Марокко расширяло стены дамбы до 1987 года, когда она достигла южной оконечности границы с Мавританией. По завершении строительства стена охватила все крупные поселения Западной Сахары, включая ее крупнейший город Эль-Аюн, находящийся под контролем Марокко.
Среди местных жителей этого региона берм также известен как стена Хасана-названная в честь короля Хасана II, который аннексировал большую часть того, что тогда называлось испанской Сахарой.
Сегодня вдоль границы южных провинций—областей, на которые претендует Марокко, - по-прежнему находятся 120 000 марокканских военнослужащих. К востоку от бермы находится свободная зона, не имеющая выхода к морю полоса пустыни рядом с Алжиром и Мавританией.
В этом районе фронт сахарского повстанческого освободительного движения Полисарио свободно правит, хотя и без международного признания.
Свободная зона была создана в 1991 году в рамках плана прекращения огня и урегулирования между Марокко и Полисарио. Этот план позволил сахарскому народу в конечном итоге создать независимое государство. Но переговоры о референдуме по территории к востоку от дамбы зашли в тупик.
Основной пункт пересечения границы в Берме и за ее пределами находится вблизи алжирского города Тиндуф, где также находится миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре, или МООНРЗС.
Тиндуф-это “чрезвычайно сложное место", согласно внешней политике . Аль-Каида в Исламском Магрибе создала " дугу нестабильности, которая представляет собой непосредственную угрозу.” В этом городе, охваченном песчаной бурей, отношения между миротворческими силами, фронтовиками Полисарио и жителями шести соседних лагерей беженцев весьма натянуты.
А в 2011 году боевики из МУХАО-филиала "Аль-Каиды" в Исламском Магрибе-похитили трех иностранных работников по оказанию помощи. С тех пор Совет Безопасности Организации Объединенных Наций пристально следит за тем, как Полисарио управляет лагерями в свободной зоне.
Региональные эксперты и западные СМИ, включая Washington Post , предположили, что боевики "Аль-Каиды" уже проникли на территорию Западной Сахары с целью вербовки Сахарской молодежи для участия в боевых действиях в Мали, Сирии и других странах.
Хотя берма может удерживать многих вербовщиков Аль-Каиды из южных провинций Марокко, она не защищает свободную зону от исламской радикализации.
Среди беженцев в районах Полисарио в Западной Сахаре растет чувство разочарования. Сахарская оппозиция Полисарио, называющая себя движением молодежи за перемены, или ДМС, набирает обороты. В прошлом месяце несколько солдат Полисарио перешли на сторону ДМС. Молодая группа утверждает, что она хочет “устранить коррумпированное руководство Фронта Полисарио” ... и в конечном итоге создать государство.
Группа также хочет получить работу для сахарцев. Он указывает на то, что многие жители к востоку от песчаного вала считают, что Вооруженные силы Полисарио являются их единственной перспективой трудоустройства.
Некоторые американские аналитические центры, похоже, предполагают, что Фронту Полисарио было бы удобно объединиться с Аль-Каидой. Это помогло бы Полисарио извлечь выгоду из маршрутов контрабанды и укрепить свою территориальную хватку в свободной зоне.
Ни для кого не секрет, что торговля оружием широко распространена в Сахеле—особенно на перекрестке туарегов Алжира, Мали, Мавритании и Нигера. Теоретически Полисарио мог бы помочь контрабандистам из "Аль-Каиды" прорваться через дамбу.
Согласно брифингу по вопросам безопасности, проведенному организацией "Джейнс", Полисарио неоднократно удавалось прорвать марокканскую оборону, прорыв или расчистив участки обширных укреплений.
Хотя вполне возможно, что Полисарио и Аль—Каида могли бы использовать эти проходы для некоторого значимого эффекта, на данный момент смертельные и пугающие просторы бермы—и бесчисленные взрывчатые вещества под ней-успешно удерживают врагов Марокко в страхе.