Найти тему

Ты рискуешь деньгами, если не проверяешь своего поставщика.

Налоговая засыпала требованиями? Вас обвиняют в необоснованной налоговой выгоде и угрожают выездной проверкой? Что ж, виной всему может быть тот самый контрагент, который не платит налоги.

Да, Вы можете быть ни при чём. Но кому нужна Ваша правда, если перед ФНС стоит задача выполнить план и доначислить, а не искать виноватых?

Работа с ненадежным контрагентом напоминает бумеранг – если Вы с ним работаете, то Вам обязательно прилетит. Законодательство перекладывает часть ответственности за незаконные действия контрагента на компанию, которая с ним работает.

Практика: Налоговая решила, что компания «А» - это фирма-однодневка. У нее не числятся сотрудники, отчетность нулевая, юридический адрес – массовый, а директор является учредителем в нескольких компаниях. Компания «Б» тесно сотрудничает с компанией «А». Значит, она получает необоснованную налоговую выгоду – нужно поехать к ней с проверкой.

С компанией «Б» варианта 2:

1. Компания не проявила должной осмотрительности;

2. Компания оптимизировала налоги через компанию «А».

Рассмотрим первый вариант. Понятие должной осмотрительности НК РФ не определено. Постановление Пленума ВАС России №53 не указывает, в чем она должна проявляться. Тем не менее, меры о проявлении должной осмотрительности выработаны арбитражной практикой:

  • При заключении сделки фирма должна проверить сведения о контрагенте в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Можно использовать сведения, размещённые на сайте, а можно запросить выписки в налоговой;
  1. Если деятельность контрагента подлежит лицензированию – нужно запросить копию лицензии;
  2. Запросить копии учредительных документов: устав, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  3. При оформлении договора нужно установить личность лица, действующего от имени контрагента;
  4. При заключении сделки убедитесь в наличии действующего расчетного счета;
  5. Проведите анализ сведений о контрагенте в СМИ.

Задача налоговиков – доказать Вашу намеренную связь с фирмой-однодневкой. В качестве доказательств может быть использована любая информация. В практике был случай, когда доказательством связи с ненадежным контрагентом являлись данные сотового оператора. Налоговая уточняла, покидал ли телефон водителя домашний регион при оказании транспортных услуг.

Вы тоже можете использовать любую информацию, доказывающую Вашу невиновность: переписка с контрагентом, видео с камер наружного наблюдения, показания охранников. Практика Арбитражных Судов РФ говорит о том, что нетрадиционные доказательства играют в пользу добросовестных компаний.

Основные признаки ненадежного контрагента:

  • массовый адрес регистрации;
  • директор и бухгалтер – одно лицо;
  • частая смена деятельности компании;
  • фирма имеет крупную задолженность или кредитные обязательства;
  • государственная регистрация фирмы контрагента была сделана перед заключением сделки.

Основные риски работы с недобросовестным контрагентом:

  • выездные проверки, штрафы и миллионные доначисления;
  • неисполнение условий договора контрагентом;
  • испорченная репутация компании и ярлык ненадежного контрагента.

Связь с ненадежным контрагентом – это риски. Иногда эти риски минимальны. Иногда масштабы последствий невозможно оценить. Результат работы с ненадежным контрагентом – выездная налоговая проверка. Итог проверки – миллионные доначисления. Решать Вам.

Если не знаете, что делать – звоните.