Найти в Дзене
Андрей Словохотов

Лошади трех богатырей: имена, характеры, способности, стоимость, точность изображения на знаменитой картине.

Наткнулся я на текст в котором была предпринята попытка разобрать вооружение богатырей на картине Васнецова.

Как человеку занимающемуся отношениями Руси и степи мне сразу стало не хорошо,

всякий кто "воевал в степи" будет говорить не оружии, не о доспехах.

Разговор пойдет о лошади.

Без хорошего коня человек в степи бесполезен, как хорошо был он не был защищен или вооружен считайте его обреченным.

У тувинцев есть замечательная пословица:

"Человек это сорная трава, она везде прорастет, а о коне заботится надо".

Переводя на современный язык, когда кочевник отправлялся в степь он забывал о себе и прочих глупостях, он думал только о коне и его потребностях.

Будет хорош конь, и с тобой ничего не случится. Он спасет, согреет, унесет от опасности, позволит внезапно напасть, даже при смерти, но привезёт домой или в безопасное место. Он чует опасность, находит воду, с ним надо посоветоваться о месте ночлега, направлении пути и прочих потребностях

Одним словом лошадь абсолютный властитель тюркской степи. Величие человека - определяется умением с этим конем договорится!

И так, что же изобразил художник Васнецов на картине "Три богатыря"?

Оговоримся отдельно, великий русский художник искал художественный образ, а не следовал исторической действительности. Так что наши "замечания" не более чем рассуждения.

В интернете глупо пишут что коней трех богатырей зовут Сивка-Бурка-Каурка. То есть Добрыня ездил на Сивке. Тут конечно можно посмеяться, но лучше заплакать. Настоящие имена вы скоро узнаете).

Часть 1-я. Конь Добрыни Никитича.

К сожалению на картине ничего выдающегося мы не видим. Художник снабдил бедное животное сбруей 19 века, украсил языческими лунницами (так делали многие варварские народы, начиная от скифов и заканчивая варварами времен позднего рима), заплел гриву в косы.

Собрание заблуждений Васнецова.
Собрание заблуждений Васнецова.

Христианин Добрыня никак не мог использовать для украшения своего коня языческие лунницы (символ богини луны). Он же не скиф! Не зачем ему было в рот своего коня засовывать железный штуки поскольку конь с ним общался на чисто русском языке (подробности ниже). Ну и наконец заплетать косы лошадям это скорее занятие для цыган). Одним словом недовольное выражение коня на картине явно свидетельствует о том что художник перестарался.

Лунницы на скифском коне  - современная реконструкция
Лунницы на скифском коне - современная реконструкция

И так что мы знаем о коне Добрыни Никитича:

1. Имя - Бурушка, он же Бурушка-косматушка.

2. Стоимость - не продается не за какие деньги.

(Говорит Добрыня таково слово: «Не продам я бурушка ни за каки деньги.)

3. Скорость - фантастическая .

(летитъ бурушка скокъ , версту мѣрную дѣлаетъ, рѣки, озера перескакиваетъ, темные лѣса промежъ ногъ пущаетъ».)

4. Особые способности - владеет разговорным русским языком.

(способен вести прослушку недоброжелателей и сообщать хозяину).

5. Степерь неуязвимости: информацией о травмах бурушки русские летописи не располагают. Известно, что свободно топтал особо ядовитых змеенышей.

6. Психологические и моральные качества: Беззаветно предан хозяину, в особо опасных ситуациях может проявить слабину, но под воздействием плётки успокаивается.

7. Методы управления: " плетка семи шелков" - сплетена матерью Добрыни Никитича.

цитата №1

"Бурушка скакать не может, на колени падает. Вспомнил тут Добрыня наказ матери, выхватил плётку семи шелков, стал Бурушку меж ушами бить, приговаривать: – Скачи, Бурушка, подскакивай, прочь от ног змеёнышей отряхивай. От плётки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать, стал прочь от ног змеёнышей отряхивать"

цитата№2

"згорячился Добрынюшка Никитич, Он берет да плеточку шелковую, Он бьет бурка промежу ноги, Промежу ноги между задния. Что стал его бурушка поскакивать С горы на гору, с холма на холмы, ... "

Как раз плетки то на картине Васнецова и нет! Как впрочем и цвет бурого коня изображен не верно)

В следующих частях о лошадях Ильи Муромца и Алеши Поповича.