Андрей и Елена долго мечтали о детях. Но не получалось. А в сорок Елена вдруг взяла на работе без содержания, ни с кем из коллег не контактировала. И через несколько месяцев огорошила: у неё родилась дочка!
Поздние и долгожданные дети часто до крайности избалованы. Но Елена, хотя одевала маленькую Лизу, как куколку, держала её в строгости. Девочка с малых лет помогала по дому. На улице почти не появлялась: всё время занимали секции/кружки. И даже летом, на каникулах, второклассница Лиза каждый день мыла полы, занималась английским, а также обязательно писала сочинение: «Что я делала и видела сегодня».
Андрей (хотя тоже очень хотел ребёнка) в воспитании дочки участвовал мало. Он всегда любил выпить, а с рождением Лизы его совсем «понесло». Елена мужа выгнала и всё внимание сосредоточила на дочери.
Со стороны казалось: в семье растёт прекрасная, благополучная девочка.
Но когда Лизоньке было четырнадцать, она вдруг не пришла ночевать.
Оказалось: потеряла шапку и теперь боится возвращаться домой. В итоге мама отругала вдвойне: и за потерю, и за то, что заставила нервничать.
Ещё через неделю Лиза снова не появилась дома. Пришла к полуночи. И пахло от неё алкоголем. Елена пришла в ярость. Прежде руки на дочку не поднимала, но тут не выдержала. Отлупила.
Но Лизонька упорно продолжала погуливать. Мать уговаривала, угрожала, била – не помогало ничего.
Во время очередного скандала Елена заплакала:
- В кого ты у меня такая?!
Дочь усмехнулась:
- В родителей-алкашей, наверно. Что вылупилась? Бабушка рассказала: ты удочерила меня. Так что больше не смей мне приказывать. Прав не имеешь. Ты не родная.
И начала гулять ещё пуще.
А в пятнадцать лет забеременела.
Отцом оказался ровесник из неблагополучной семьи. Поначалу «молодые» планировали взяться за ум, учиться в вечерней школе, работать, но благие намерения быстро испарились. Снова начали – теперь вместе – выпивать-веселиться.
Елена нежданного внука воспитывать отказалась, и его таскали с собой во все загулы. В итоге года не прошло: Лизочку лишили родительских прав, малыша забрали в детский дом и очень быстро усыновили.
А Елена – решила вычеркнуть приёмную дочку из своей жизни.
Не виделись долгих десять лет. Елена вышла на пенсию, купила домик в дальнем Подмосковье. Возилась на участке, завела курочек. Про Лизоньку знать не хотела. Но однажды – приёмная дочка приехала в гости.
- Зачем ты здесь? Денег надо? – Сурово спросила Елена.
Лиза грустно улыбнулась:
- Нет. Денег мне хватает.
И рассказала: она закончила всё-таки вечернюю школу. Работает продавщицей. Муж в тюрьме. Детей нет.
А потом робко предложила:
- Хочешь, я тебе по дому помогу?
С тех пор стала приезжать на все выходные и отпуска. Моет полы, посуду. Вместе с мамой возятся в огороде и с курами. Лиза не пьёт. Очень переживает, что потеряла сына. А мама - та себя корит: что когда-то слишком с дочкой строга была. Что внука знать не хотела.
Да только теперь ничего не изменишь.