Оказывается, наши ученые давно задаются вопросом: а может ли распасться современная Россия? Подобно тому, как в конце прошлого века развалился СССР. И даже рассчитали гипотетический сценарий, в котором единое экономическое пространство РФ распадается на автономные образования по границам федеральных округов. Выяснили, что прожить сами по себе на более-менее сносном уровне смогут далеко не все. Например, Сибирь, Дальний Восток и северо-запад страны выживут, а вот Поволжью и Кавказским республикам придется несладко. И понятно почему: оставшись без промышленности, они давно стали регионами-паразитами, питающимися за счет дотаций из федеральной казны.
Да и самому федеральному центру, если верить нашим академикам, будет трудно. Хотя все ресурсы и денежные потоки стянуты в Москву, но сама по себе столица не выживет. Впрочем, замечают ученые, политический распад страны вряд ли возможен, какие бы сепаратистские настроения ни возобладали в регионах. И здесь я с ними полностью согласен: ведь несмотря на то, что многих действительно раздражает, что внутри МКАД существует отдельная страна с недостижимым для многих провинциалов уровнем жизни, разнообразием возможностей и проч. и проч., избавиться от власти центра сейчас может прийти в голову разве что политическим авантюристам.
Конечно, «кормить Москву» обидно, это несправедливо, но, с другой стороны, каждый прекрасно понимает, что построить рай в отдельно взятой Вологодской или Липецкой области вряд ли получится. И не только потому, что все украдут, но и потому, что Москва не просто столица, но и центр науки и образования, именно здесь сосредоточен хоть какой-то потенциал, дающий возможность зарабатывать не только на продаже нефти и древесины, но и за счет технологий. В современном мире, как известно, выигрывают самые технологически развитые.
Но даже это не главное. Главное, что живо поколение людей, для которых распад СССР был настоящей трагедией и которые ни за что не хотели бы повторения… В начале 90-х моя семья переселилась в небольшой городок в Саратовской области, а потом мы с помощью родственников перебрались в столицу. Здесь были возможности и зарплата, которую платили вовремя. Тогда поволжские города, в которых мы жили, стонали под властью местных царьков, конвертирующих советское имущество в загородные замки. На большее фантазии у вчерашних выпускников сельхозинститутов просто не хватало. Моей жене повезло меньше: они втроем с родителями буквально убежали из Туркменистана, когда там начали преследовать русских. Ситуация была критическая. Например, в твое отсутствие какая-нибудь местная семья запросто могла занять твою квартиру. Или на улице могли отобрать машину. В итоге русские уезжали в Россию фактически в том, что было на них. Никакого нажитого имущества семья моей жены взять не смогла. Первое время скитались, а потом перебрались в Москву. Здесь их никто не ждал, зато худо-бедно можно было устроиться.
Для многих граждан, переживших распад великой страны, федеральный центр во все времена олицетворял хоть какую-то надежду. Сюда едут заработать или получить лучшее образование и медпомощь. А кому сейчас пишут жалобы на несправедливость чиновников? Правильно – Президенту. В разделившейся России наша участь сведется к простому выбору: конкурировать с гастарбайтерами за места в развитых городах либо всю жизнь гнуть спину на местных феодалов без права и надежды пожаловаться на несправедливость.
Аркадий Беликов