Найти тему
Сюр без Дали

Тойен (Мария Черминова): сюрреализм по-чешски

Тойен (Мария Черминова) была одной из немногих женщин-сюрреалистов. Знаменитая представительница чешского поэтизма и сюрреализма, она находилась в центре событий чехословацкого сюрреалистического движения, стала уникальным явлением среди этого сообщества художников мужского пола.
Тойен (Мария Черминова)
Тойен (Мария Черминова)

В раннем возрасте Тойен увлеклась идеями анархизма, поссорилась со своей семьей и ушла из дома в шестнадцать лет. В 1919 году Мария была принята в Школу прикладного искусства в Праге.

Закончила учебу в 1922 году и в том же году познакомилась с молодым художником, писателем, фотографом сюрреалистом Йиндржихом Штырским. Эти двое стали неразлучной творческой парой и до смерти Штырского в 1942 году участвовали в большом количестве выставок в Чехословакии и других европейских странах.

"Среди длинных теней"
"Среди длинных теней"

В 1923 году они оба присоединились к радикальной авангардной чешской группе «Devetsil», участники которой экспериментировали с художественными формами, а заодно и занимались политикой.

На работы Тойен первоначально оказали влияние кубизм и пуризм. Но в 1925 году Тойен и Штырский отправились в Париж, где разработали свой уникальный художественный стиль «Artificialism» (искусственное происхождение предметов и явлений).

"Сон"
"Сон"

В своем манифесте они описали артифициализм как «абстрактное сознание реальности, определяемое поэтическим восприятием воспоминаний».

"Печальный день"
"Печальный день"

Они исследовали материальные свойства краски и применяли инновационные методы в своих работах: капали или распыляли краски через сетки, трафареты и различные предметы.

Постепенно Тойен и Штырский стали больше интересоваться сюрреализмом. После встречи в Париже с Бретоном они в 1934 году вместе с другими художниками и писателями основали Чешскую группу сюрреалистов.

Портрет Андре Бретона
Портрет Андре Бретона

Тойен была очарована сюрреалистической символикой и использовала ее для выражения скрытых или подавленных желаний. В то время как художница-сюрреалистка Клод Каон изучала изменчивость гендерных ролей, Тойен вообще отказалась от понятия «гендер».

Она выбрала нонконформистскую позицию, когда речь зашла о гендере и сексуальности, темах, тесно связанных с сюрреалистическим искусством. Она часто одевалась в мужскую одежду, взяла себе псевдоним «Тойен» (гражданин), по отношению к себе использовала мужское местоимение «он».

"Картофельный театр"
"Картофельный театр"

Ее картины и рисунки 1930-х годов полны призраков, объектов сновидений, но также имеют сильную эротическую направленность.

Более поздние сюрреалистические композиции отличаются «наивностью» и неповторимой индивидуальностью, отражают события военного времени и чешскую реальность.

"Сюрреалистический пейзаж"
"Сюрреалистический пейзаж"

Картина «Спящая» (Spící) — одна из самых известных в коллекции Тойен. Ее используют в качестве иллюстрации в различных изданиях по чешскому искусству.

"Спящая"
"Спящая"

Сегодня некоторые картины Тойен на аукционах уходят за десятки миллионов крон.

С 1947 года Тойен жила в Париже, где и скончалась в 1980 году.

Подписывайтесь на канал “Сюр без Дали”, следите за новыми постами, делитесь с друзьями.

Что ещё почитать:

Пять представительниц сюрреализма. Спутницы жизни, музы или сумасшедшие?

Фрида Кало: 7 интересных фактов, которые вас удивят