Тойен (Мария Черминова) была одной из немногих женщин-сюрреалистов. Знаменитая представительница чешского поэтизма и сюрреализма, она находилась в центре событий чехословацкого сюрреалистического движения, стала уникальным явлением среди этого сообщества художников мужского пола.
В раннем возрасте Тойен увлеклась идеями анархизма, поссорилась со своей семьей и ушла из дома в шестнадцать лет. В 1919 году Мария была принята в Школу прикладного искусства в Праге.
Закончила учебу в 1922 году и в том же году познакомилась с молодым художником, писателем, фотографом сюрреалистом Йиндржихом Штырским. Эти двое стали неразлучной творческой парой и до смерти Штырского в 1942 году участвовали в большом количестве выставок в Чехословакии и других европейских странах.
В 1923 году они оба присоединились к радикальной авангардной чешской группе «Devetsil», участники которой экспериментировали с художественными формами, а заодно и занимались политикой.
На работы Тойен первоначально оказали влияние кубизм и пуризм. Но в 1925 году Тойен и Штырский отправились в Париж, где разработали свой уникальный художественный стиль «Artificialism» (искусственное происхождение предметов и явлений).
В своем манифесте они описали артифициализм как «абстрактное сознание реальности, определяемое поэтическим восприятием воспоминаний».
Они исследовали материальные свойства краски и применяли инновационные методы в своих работах: капали или распыляли краски через сетки, трафареты и различные предметы.
Постепенно Тойен и Штырский стали больше интересоваться сюрреализмом. После встречи в Париже с Бретоном они в 1934 году вместе с другими художниками и писателями основали Чешскую группу сюрреалистов.
Тойен была очарована сюрреалистической символикой и использовала ее для выражения скрытых или подавленных желаний. В то время как художница-сюрреалистка Клод Каон изучала изменчивость гендерных ролей, Тойен вообще отказалась от понятия «гендер».
Она выбрала нонконформистскую позицию, когда речь зашла о гендере и сексуальности, темах, тесно связанных с сюрреалистическим искусством. Она часто одевалась в мужскую одежду, взяла себе псевдоним «Тойен» (гражданин), по отношению к себе использовала мужское местоимение «он».
Ее картины и рисунки 1930-х годов полны призраков, объектов сновидений, но также имеют сильную эротическую направленность.
Более поздние сюрреалистические композиции отличаются «наивностью» и неповторимой индивидуальностью, отражают события военного времени и чешскую реальность.
Картина «Спящая» (Spící) — одна из самых известных в коллекции Тойен. Ее используют в качестве иллюстрации в различных изданиях по чешскому искусству.
Сегодня некоторые картины Тойен на аукционах уходят за десятки миллионов крон.
С 1947 года Тойен жила в Париже, где и скончалась в 1980 году.
Подписывайтесь на канал “Сюр без Дали”, следите за новыми постами, делитесь с друзьями.
Что ещё почитать:
Пять представительниц сюрреализма. Спутницы жизни, музы или сумасшедшие?