Преподобный Паисий Святогорец
И реализовывать его следует не в работе, а в духовной жизни
Полюбить по-настоящему — значит поставить себя на место другого. Так человек удаляет из любви чужеродную примесь своего «я» (самолюбия) и готов принять и претерпеть любую сложность и испытание.
***
Когда мы говорим, что необходимо встать на место другого, чтобы понять его, это не значит, что мы должны сделать это в буквальном смысле. Разве для того чтобы понять, как трудна работа мастера, я должен обязательно пять-шесть лет исполнять его профессиональные обязанности? Если ты действительно сострадаешь скорбящему, больному — ты поймёшь его, даже не испытав тех же трудностей.
Что, обязательно самому стать младенцем, чтобы понять, каково приходится малому ребёнку? Поставь себя на его место: он лежит на одном месте, обвитый пелёнками, не может почесаться, пошевелиться... У него что-то болит и он даже не в состоянии сказать об этом. Старику не обязательно ложиться в люльку, чтобы понять малыша.
***
Господь даёт нам ревность по Бозе в начале нашего духовного пути. После того как мы приходим в монастырь, он её немножко отнимает, чтобы мы подвизались со смирением.
***
Одни говорят, так как имеют природный дар красноречия. У других дар иной — молчание. Цель каждого — освятить и реализовать то дарование, которое дал ему Бог.
***
Главное для монаха — не оправдывать себя и не принимать помыслы. Так сердце человека очищается и открывается его духовное зрение.
***
Когда у монаха нет послушания — он вынуждает своего духовного отца «дать ему оплеуху»23. Это причиняет духовнику боль. Боль не телесную, а душевную.
Так же и наш Господь. Не хватало того, что Он уже претерпел за нас, так мы Его ещё терзаем. Бог страдает, подобно тому как страдает отец, вынужденный применить телесное наказание к своему ребёнку.
Если уж Бог привёл человека в монастырь — Он спасёт нерадивого инока через скорби. Это не лучший способ, и Господь применяет его вынужденно.
***
У нас должно быть рвение. И реализовывать его следует не в работе, а в духовной жизни.
***
Католики (паписты) не знают, что такое смирение, поэтому к ним не может приблизиться Божественная Благодать.
***
Своего «ветхого человека» можно победить смирением и умерщвлением эгоизма, гордости, зависти, своеволия. Отсекая свою волю, мы подрубаем корни нашего «ветхого квартиросъёмщика». Отсечение своеволия — путь к смирению.
***
Когда одного собрата по обители (или ближнего) ты любишь больше, а другого меньше, тем самым свидетельствуешь, что твоя любовь не от Бога.
***
Во время мученичества человек испытывает боль, но любовь к Господу превозмогает её и одерживает над ней победу.
***
Лучшее всегда следует отдавать Богу.
***
Если человек всё время ходит туда-сюда во время богослужения, значит, у него есть внутреннее беспокойство.
***
Умиление - это внутреннее изменение, происходящее с человеком во время молитвы. Мы должны ясно ощущать присутствие Божие. Тогда почувствуем к Нему благодарность, потому что будем воспринимать всё как дар от Господа.
***
Наше самооправдание очень часто всё портит: оно отгоняет от нас Божественную Благодать. Если мы не будем оправдывать себя и смиримся — Благодать вернётся к нам снова.
***
Я долго объяснял кое-что одному человеку, он сказал мне: «Да, но...» — и этим «но» всё испортил. В этом «но» нет никакой «соли» (Благодати). Оно всё портит и отравляет.
***
Тот, кто ошибается, но принимает замечание, — исправляется. Тот, кто оправдывает себя, — впадает в прелесть.
***
Когда человек постится со смирением — он достоин Божественной Благодати. Но если он постится с помыслом «буду подражать пророку Моисею» или «сделаю так же, как этот святой» — его труд напрасен. В случае, когда человеком движет эгоизм, Благодать Божия от него отдаляется. Телесные подвиги полезны, когда они совершаются с любочестием и смирением.
***
Смиренный человек тотчас забывает сделанное им добро, а любую оказанную ему услугу считает величайшим благодеянием. Он никогда не забывает оказанной ему помощи и чувствует себя неблагодарным перед своим благодетелем.
***
Настоящее духовное преуспеяние наступает тогда, когда человек не помнит сделанное им добро. Наступает духовная чуткость: он не помнит совершённые им благодеяния и считает, что не совершил ничего доброго.
***
Труд монаха — молитва. Мы, получающие «зарплату» от Бога, разве имеем право не радеть о своём долге и послушании?
***
С моей точки зрения, таскать мешки — ничто по сравнению с тем, когда человек снисходительно относится к ошибке своего ближнего. Таскать мешки могут и эгоисты.
***
Чем больше ты сбрасываешь свой груз на другого — тем тебе тяжелее. Чем больше берёшь беду ближнего на себя — тем тебе легче.
***
В прежние времена, когда человек совершал какую-нибудь ошибку, он стыдился своего прегрешения. Теперь такого уже нет. Приходит бес бесчувствия и усыпляет нас, а потом делает с нами всё, что ему заблагорассудится. Поэтому мы должны помнить, что основа основ — это доброе беспокойство.
***
Если человек любит себя — он изолирует себя от Бога.
***
Если на тебя нападают, значит, воюешь и ты сам. Если ты не ведёшь духовной брани — значит, стал соглашателем.
***
Однажды Паисия Святогорца угостили в женской обители кофе. На столе у монахинь лежала красиво вышитая и гладко выглаженная скатерть. Желая напомнить инокиням, что такое монашеская простота, Старец вылил кофе прямо на скатерть, а затем скомкал её, чтобы она испачкалась ещё больше. После этого он сказал: «А теперь, сёстры, вам придётся оставить ваши чётки. Вместо этого отправляйтесь стирать и гладить».
***
Будем просить Бога, чтобы Он дал миру покаяние и мы избежали Его праведного гнева. Грядущего гнева Божия нельзя избежать иначе, как покаянием и хранением Божиих заповедей.
***
Старайтесь иметь любовь между собой, иначе ваш монастырь из общежития превратится в собачий питомник24.
***
Послушник, который хочет добиться духовного преуспеяния, должен стремиться забыть всё мирское и помнить, какую великую честь оказал ему Господь, захотевший преобразить его из человека в ангела. Пусть у него будет любоче-стие, смирение и подвижнический дух — без этих качеств он будет подобен квадратному колесу, которое надо всё время подталкивать вперёд.
***
Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой так же, как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Пётр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия.
***
Будем предпочитать скорби и принимать их с большей отрадой, чем радость. Горькое лекарство часто полезнее, чем сладкое, потому что горькое исцеляет болезнь. Настоящая радость рождается из боли.
***
Нужно упростить нашу жизнь. Роскошь утомляет. Есть люди, которые хотят постоянно менять мебель, другие вещи. Потом устремляются в погоню за ещё большими деньгами и так исполняются душевного беспокойства.