Преподобный Паисий Святогорец.
Люди горделивые и восторженные должны находиться в послушании у кого-то , чтобы отсекать свою волю.
***
Благоговейные родители, желающие чтобы их дети стали монахами, не должны их к этому подталкивать, а должны сами вести подвижническую жизнь.
***
Каждый должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Нельзя брать на себя подвиги, к которым ещё не готов.
***
Я встречал развращённых мужчин с «плотским мудрованием», которые женились на церковных девушках, ведущих духовную жизнь. Они так отчётливо ощущали их духовную чистоту, что не дерзали приблизиться к ним и вступить в плотские отношения. Как следствие, даже подумывали о разводе. Если простые девушки так повлияли на своих нецеломудренных супругов, тогда как описать то неизмеримо большее и неизгладимое впечатление, которое производила на людей наша Владычица Пресвятая Богородица?!
***
Благодать священства это нечто особенное. Она подобна внешнему элементу питания, от которого священники получают энергию. Эта Благодать не является их собственностью. Она не даётся как награда за какие-то духовные заслуги.
***
Сегодня диавол своей великой злобой невольно делает миру огромное благодеяние. Благочестивые люди, видя, куда катится мир, сближаются с другими благочестивыми христианами и получают стимул в своей духовной брани с лукавым.
***
Если кто-то пал духом — его следует подбадривать и воодушевлять. Но когда он впал в гордыню и превозношение — ему полезно будет смириться.
***
Часто мы, монахи, становимся жестокосердными потому, что не видим боль других. А бедолажки миряне сострадательны, так как всё время видят вокруг
боль и скорби. Поэтому мы должны боль других сделать своей и молиться за весь мир.
***
Если во время молитвы мы не чувствуем Божественного утешения — значит, что-то неладно. Мы должны принести покаяние и в чём-то исправиться. Неправильно говорят некоторые, что это происходит из-за зависти и козней диавола. На самом деле Сам Господь словно говорит нам: «Я не понимаю того, как ты обращаешься ко Мне». Молитва, как и Святое Причастие, это Таинство. К ней необходимо готовиться и иметь чистую совесть.
Пришёл ко мне как-то один паломник и рассказал, что прочёл несколько книг об Иисусовой молитве и попытался понудить себя к её творению, но в результате у него лишь разболелось сердце. Тогда я спросил его: «Разве у тебя нет материала для смирения (грехов)? Смирись, и ты почувствуешь, как тебе необходима Милость Божия. Тогда молитва будет литься сама собой, без понуждения».
Бог не вмешивается в нашу жизнь, а ждёт, что мы попросим Его помочь нам, так как уважает нашу свободу.
Духовный человек чувствует намерения других (например, если его хотят использовать или обокрасть), но всегда относится к ним с добрым помыслом. Он не препятствует злоумышленникам, считая, что они имеют в том, что хотят отнять у него, большую необходимость.
Если нет искреннего покаяния и смирения — предпосылок для того, чтобы человек почувствовал, как ему жизненно необходима Милость Божия, одни только внешние подвиги и понуждение себя приведут человека к прелести.
Ум наш (насколько это возможно) должен быть рядом с Богом и не думать о злом.
***
Посеяв горсть пшеницы, мы получим урожай пшеницы, посеяв колючки — вырастим колючки. Добро, творимое человеком, порождает новые добродетели, а грехи влекут за собой новые прегрешения.
Одному женатому, который заявил мне, что монашество в отличие от брака это не таинство, я ответил, что иночество - это таинство Церкви Торжествующей, так как уже в земном существовании переживает ангельскую жизнь.
Несчастья, боль и поношения искупают нас от ада.
***
Мы не должны искать в молитве наслаждения, пусть даже и духовного. В противном случае мы уподобляемся детям, любящим своего отца только за то, что он даёт им карамельки и шоколадки. Искомое в молитве это душевный мир.
***
Многие впавшие в прелесть, которых диавол сделал лжепророками, не положили в основу духовной брани покаяния и познания себя, а стремились к постам и бдениям, по своей гордыне желая великими подвигами достичь святости.
Как у каждого автобуса есть депо, так и беснование имеет какую-то первопричину. Не надо идти на отчитку, если прежде не найден повод, ставший причиной духовного заболевания.
Настоящее смирение имеет тот человек, который сделанные им добрые дела сразу забывает, а любое сделанное ему благодеяние (даже самое незначительное) считает громадным и чувствует за него благодарность.
***
Обретение святости не зависит от того, сколько времени мы подвизаемся, а зависит от любочестия и нашего смиренного подвига. В любочестии есть и смирение, и благородство, и жертвенность.
***
Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду, как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно, и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то, делаю это по собственной воле и, как следствие, почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников-отшельников.