Найти тему
Encinesnowy

Книги с рождественским настроением. Уютное чтение в декабре. Часть 1

Умиротворяющая рождественская история

— Это будет Поклонение Волхвов: трое царей в золоте и пурпуре, явившиеся со Сказочного Востока, чтобы в жалком хлеву простереться ниц у ног Младенца.

"Каспар, Мельхиор и Бальтазар" - волшебный, совершенно необыкновенный роман, который оставляет после себя след какой-то особенной легкости и печали. Это чувство похоже на то, когда вы возвращаетесь из прекрасного путешествия и вам еще над многим нужно поразмыслить. Прежде, чем перейти непосредственно к книге, я хочу немного рассказать об истории, которая стала основой этой книги.

«Каспар, Мельхиор и Бальтазар» настоящая рождественская книга. Она не о имбирных человечках, какао и пледиках — это совсем не ванильный роман, но, тем не менее, самый рождественский, т.к. основан он на библейских событиях. А точнее, на информации, упомянутой в Евангелие от Матфея о трех волхвах, трех царях, приподнесших дары малышу-Иисусу: ладан — символ божественной сути, золото — символ царской власти и мирра — символ смертной природы маленького бога. Именно из-за этого придания сегодня на Рождество каждый из нас может почувствовать себя волхвом, даря подарки родным и близким.

История о волхвах является, наверное, самым загадочным из всех христианских приданий. Об этом событии практически нет никакой информации, кроме той, что указана в Ев. От Матфея. Даже о количестве волхвов можно судить только по подаркам — их было три. Соответственно, и волшебных восточных царей, предположительно, тоже три. Однако самая главная загадка этой истории состоит в том, что непонятно почему именно волхвы удостоились чести преподнести дары Иисусу? Ведь они были язычниками и колдунами. Мишел Турнье в своем романе попробовал поразмыслить над этой историей, оживить ее, а героев наделить реальными жизнями с проблемами и личными драмами. «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» хоть и основан на библейских событиях, все же очень светский роман. Он не "блаженный", как можно предположить: в книге есть достаточно жесткие моменты, на которых вы скорее всего даже поморщитесь.

«Каспар, Мельхиор и Бльтазар» во многом книга о приключениях – экзотических, рискованных и опасных, в которой читателю представится невероятная возможность узнать историю трех восточных царей.

Каспар — африканский царь Мероэ, среднего возраста. Несчастная любовь погрузила его в печаль и смятение. Тогда придворный астролог советует Каспару отправиться в путь за золотой кометой, каждую ночь летящей в ночном небе: достигнув места куда летит эта комета, Каспар найдет ответ на тревожащий его вопрос. Царь Каспар в сопровождение придворных отправляется караваном в Вифлеем.

Бальтазар – царь восточного государства Ниппур, самый возрастной из всех. Ценитель греческого искусства, он коллекционирует картины и скульптуры и хранит их в своем дворце. Но иудейская вера запрещает все виды искусства, потому под руководством придворного недоброжелателя мракобесы разрушают всю коллекцию Бальтазара. Сердце его разбито, он придается детским воспоминаниям о бабочке, на крыльях которой он видел свое лицо — золотая комета в небе напоминает ему эту бабочку. Царь Бальтазар отправляется вслед комете, чтобы найти ответ на свой вопрос.

Мельхиор — совсем юный наследник государства Пальмира на Востоке. Его дядя убивает отца Мельхиора, чтобы завладеть троном. Мельхиор сбегает из своего царства, во избежание смерти от рук дяди. Путь ему так же указывает волшебная комета.

Кроме глав от лица трех волхвов, в книге есть глава от лица царя Ирода, который принимает в своем дворце трех странствующих царей. Именно жестокий и хитрый Ирод отправляет Каспара, Мельхиора и Бальтазара в Вифлеем, чтобы узнать что же за ребенок должен там родиться. Читателю остается лишь удивляться, на какую жестокость окажется способен правитель Иудеи.

Также в романе есть еще одна история - интересная и очень грустная, про самого простодушного — четвертого волхва, который опоздает к рождению Иисуса. Однако именно на его долю выпадет особая честь стать первым официальным христианином. Но через какие ужасные тяготы для этого придется пройти доброму любителю фисташкового рахат—лукума, индийскому принцу Таору Мангалурскому, предстоит узнать читателю.

Я бы хотела особенно остановиться на теме «Животные и Христианство». Жестокость по отношению к животным многими, включая меня, воспринимается очень негативно. И в литературе в том числе. В этом романе будут жёсткие моменты как в отношении животных, так и в отношении людей. Описание жутковатых блюд, трагические события с животными и т.д. Но здесь очень важно оговорить, что в романе события происходят, фактически, еще до Рождества Христова — это мир дикарей, в котором свирепствуют жестокие нравы. И автор просто нагоняет жути, чтобы читатель прочувствовал перепад между дохристианским и христианским миром. Мишель Турнье затронул важнейшую для всех зоозащитников тему — отношение к животным. Он описывает их любимцами правителей и даже непосредственными участниками святой рождественской ночи. Именно глава о Рождестве — самая главная часть романа, написана от лица ослика. И в этой главе акцент с рождения Мессии сместился к переосмыслению отношения к братьям меньшим. Это очень трогательная часть. Для справедливости скажу, что, несмотря на то, что в своих рецензиях (кто знает меня относительно давно, заметил это) я чаще упоминаю Ислам, т.к. основная тема моей литературной деятельности — литература Турции и мусульманских стран, по рождению я христианка, и эта религия мне ближе всего. И особенно я ценю в Христианстве то, что это единственная авраамическая религия, в которой запрещено жертвоприношение. И именно тема страданий животных, в частности от обряда жертвоприношения в дохристианском мире, поднимается в романе Мишеля Турнье. Архангел Гавриил с рождением Иисуса освобождает всех животных от этой страшной участи:

— Ты хорошо сделал, что пришел в эту ночь поклониться Младенцу, Сила-самарянин, — сказал Гавриил. — Вопль твоего сердца, друг животных, будет услышан. Я сказал тебе, что жертвоприношение Авраама оказалось революцией, потерпевшей неудачу. Но скоро Сын снова будет принесен в искупительную жертву Отцом. И клянусь тебе, на этот раз ангел не отведет Его руку. Отныне везде и всюду, вплоть до самого крохотного островка, выступившего из воды, и до скончания времен ежечасно на всех алтарях во спасение человечества будет проливаться кровь Сына. Видишь Младенца, который спит на соломе и которого вол с ослом вправе согреть своим дыханием, ибо он и впрямь агнец, — он и будет отныне единственным жертвенным агнцем, агнцем Божьим, он один и будет приносим в жертву отныне и во веки веков.
Ступай с миром, Сила, и как символ жизни можешь унести с собой молодого ягненка, которого ты положил у ног Младенца. Этому ягненку повезло больше, чем тому, которого заклал Авраам, — он может засвидетельствовать твоему стаду, что отныне алтари Господни не будут обагрены кровью животных .

«Каспар, Мельхиор и Бальтазар»волшебный, глубокий роман. Автору удалось уместить в небольшую, крепко сбитую книгу величайшее предание христианского мира. Язык романа густой, но легкий. Это по-настоящему глубокое, многогранное произведение, которое несет в себе дух Рождества. «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» ждет тех, кто в тихую, снежную ночь захочет предаться мечтам об ароматах Древнего Востока, буйных красках экзотических стран и загадочных библейских историях.

Три волхва
Три волхва

Автор: Алёна Левашова-Черникова

Источник: livelib