Найти тему
Mankind

Антонио Вивальди

(1678-1741) Венецианский композитор, один из лучших скрипачей в истории и просто священник.

Родился Антонио Лучо Вивальди в Венеции в семье музыканта Джованни Баттисты Вивальди — он был главной скрипкой в капелле Святого Марка. По всей видимости, именно отец и посвятил юного Антонио в премудрости музыкальной теории. Уже в 11 лет Антонио нередко замещал своего отца в капелле, когда тому надо было по делам покинуть Венецию. Окружение определило и интересы юноши: в 1693 году он решил стать священником. Обучение завершилось лишь в 1703 году, когда Вивальди было уже 25 лет. Правда, из-за слабого здоровья бытие священника не сложилось: он лишь несколько раз провёл Мессу, после чего фактически оставил службу.

В сентябре того же года Вивальди стал мастером, то есть учителем, скрипки в Оспедале-делла-Пьета — женском монастыре, детском приюте и музыкальной школе. Именно там он написал большую часть своих инструментальных произведений — и чем популярнее становился Вивальди, тем большую славу обретал и Оспедале, в котором они исполнялись. Уже через год Вивальди был назначен мастером альта, а вскоре и маэстро ди Коро — хормейстером. В 1706 году Вивальди дал первый публичный концерт для французского посольства. Однако не все в Оспедале относились к молодому таланту положительно: в 1709 году он был отстранён от должности учителя и вернулся к занятиям лишь через два года. Тогда же, в 1711 году, к Вивальди пришла настоящая слава: в Амстердаме был опубликован его третий опус из 12 концертов для скрипки, посвящённый принцу Тосканы Фердинандо Медичи.

В 1713 году в городе Виченца состоялась премьера первой оперы Антонио Вивальди «Оттон на вилле». Уже в следующем году композитор получил статус импресарио в театре Сан Анжело в Венеции — мировой оперной столице того времени. Вивальди пользовался популярностью не только в Венеции, но и за её пределами: в 1718-м его оперу «Скандерберг», посвящённую национальному албанскому герою, поставили во Флоренции. Впрочем, культового статуса его произведения при жизни композитора не получили, а о том, что Вивальди писал оперы, забыли на многие века.

Новый период жизни оказался для Антонио самым успешным: сначала он получил должность капельмейстера в Мантуе, затем отправился в Милан, где поставил драму «Сильвия», а в 1723 году прибыл в Рим покорять aeterna urbs своей музыкой. Римлянам настолько понравились композиции венецианца, что в следующем году его вновь пригласили в Рим с концертами. В 1725 году в Амстердаме был издан самый известный цикл произведений Вивальди — «Четыре времени года».

Через два года судьба свела композитора с императором Священной Римской Империи Карлом VI. Императором он, может, был и не очень успешным, зато хорошо разбирался в музыке. Он наградил Вивальди званием рыцаря и пригласил в Вену. Композитор решил было окончательно перебраться в Священную Римскую Империю, распродал почти все свои произведения, чтобы обеспечить переезд, но на его беду Карл VI умер вскоре после прибытия Вивальди в Вену. Антонио оказался без денег в стране, где никому больше не был нужен. Умер музыкант от продолжительной болезни в 1741 году, бедный и всеми забытый. О его творчестве вновь вспомнили лишь в XX веке, когда один итальянский музыковед случайно обнаружил собрание сочинений великого венецианца.

Автор: Денис Божинский

Поделиться Сохранить в закладках1 просмотрMankindвчера в 15:34Редактировать