В 1984 году исполнялось 60 лет советскому автомобилестроению. К юбилею принято подводить итоги, показывать последние достижения. Вот и в честь данного события Министерством автомобильной промышленности СССР в Москве, на территории ВДНХ была организована экспозиция, где было широко представлено все разнообразие опытных и серийных отечественных легковых, грузовых и специализированных автомобилей.
Смотрим очередную подборку фотоснимков от Михаила Жирякова с выставки «Автопром-84».
Думаем, не стоит напоминать, какое больше внимание уделялось сельскому хозяйству в СССР. Естественно, что и на данной выставке машины, созданные для сельхоз нужд, занимали немалую часть экспозиции. Основная тенденция новинок была в замене одиночных грузовиков на автопоезда.
Большой интерес на площадке сельскохозяйственных грузовиков вызывала к себе новинка из Горького. Это был автопоезд ГАЗ-6008, состоящий из самосвала ГАЗ-4509 и прицепа ГКБ-8536, созданный совместно Горьковским автозаводом и Саранским заводом по производству автосамосвалов. Машина имела и новый дизельный двигатель воздушного охлаждения ГАЗ-542, обладавшим мощностью 125 л. с. Автопоезд грузоподъемностью 8,6 т должен был стать основным транспортом для перевозки сельскохозяйственных грузов в СССР... Как на самом деле все сложилось в дальнейшем вы и так знаете.
Самосвал САЗ-3502, выпуск которого осуществлялся на фрунзенском автосборочном заводе. Особенностью машины являлась возможность поднятия самосвальной платформы для разгрузки на высоту более 2-х метров. Это было необходимо для загрузки бункеров посадочных машин, разбрасывателей удобрений и другой сельскохозяйственной спецтехники.
Еще одна сельскохозяйственная новинка из того времени - КАЗ-4540 с самосвальным прицепом ГКБ-8538. Машина, как считалась тогда, имела прогрессивную компоновку с вынесенной вперед кабиной. Двигатель модели ЯМЗ-642 шестицилиндровый дизель, унифицированный с моторами КамАЗ.
Сельскохозяйственный трехосный грузовик Урал-5557. Машина рассчитывалась на буксировку специализированного прицепа, имевшего самосвальный кузов с возможностью разгрузки на две стороны.
Одним из главных направлений развития отечественного автомобилестроения в 80-х годах была всеобщая дизелизация, особенно это касалось грузовых машин и автобусов. Помимо вышеупомянутых машин, вспомним еще несколько грузовиков, которые оснастили непривычным тогда дизельным «сердцем».
Московский ЗИЛ тоже, как и ГАЗ подготовил грузовик нового поколения. Здесь кабина опытной машины еще отличается от той, что мы привыкли видеть на серийных ЗИЛ-4331. Так, например, фары впоследствии перенесут в бампер из-за постоянной тряски капота и ради предотвращения ослепления встречных машин. Естественно, что и на этой машине в духе всеобщей дизелизации грузового транспорта СССР тоже в качестве основного двигателя планировался мотор, работающий на солярке . Опытный тягач оснащался перспективным дизельным двигателем ЗИЛ-645, мощностью 185 л. с.
ЗИЛ-133ГЯС – машина в специальном северном исполнении. Специфическая яркая окраска, двойное остекление и автономный отопитель на крыше – выдают предназначение данного грузовика. И на этом ЗИЛе под капотом расположился дизельный двигатель, на этот раз это был камский агрегат мощностью 210 л. с.
Уральский автозавод тоже освоил дизельную версию в своей гамме выпускаемых грузовиков. Урал-4320 оснастили дизельным двигателем КамАЗ-740, мощностью 210 л. с.
Еще одна тенденция развития советского транспорта в середине 80-ых годов это тема расширения объемов использования газового топлива на отечественных машинах. Основные направления социального и экономического развития СССР предусматривали рациональное использование природных богатств страны, ресурсов. Естественно, что минавтопром в соответствии с указаниями Совета Министров СССР каждому автозаводу поручил провести опытно-экспериментальные работы по использованию природного газа в качестве моторного топлива на своих машинах.
ГАЗ-53-27 – горьковская версия грузовика, работающего на сжатом газе. Но, несмотря на намеченные минавтопромом тенденции, большого распространения эта модификация так и не получила. И неудивительно, ведь по своим техническим характеристикам она проигрывала массовому ГАЗ-53-12. Мощность газового восьмицилиндрового двигателя по сравнению с бензиновым упала на 20 л. с., а возросшая на полтонны масса машины, на столько же убавила ее грузоподъемность.
Мебельный фургон ГЗСА-893АБ на шасси ГАЗ-52-08. Машина оснащалась 75-сильной газовой версией шестицилиндрового двигателя ЗМЗ. Запас сжиженного газового топлива составлял 136 литров.
Выставка «Автопром-84» действовала с сентября по ноябрь 1984 года и хорошо запомнилась многим гражданам, проявлявшим интерес к автомобильной технике в то время. Ее успело посетить более одного миллиона человек.