Найти тему
Спинто С Пинтой

Музыкальное образование...ограничивает? Что лично мне дала музыкалка.

Привет, дорогие читатели!

Спасибо, что заглядываете на чай с печеньками к Спинте С Пинтовне. Всегда рада как новым лицам в подписках и комментариях, так и старым. Обсудим ещё одну животрепещущую тему музыкального мира? А заодно и личный опыт свой расскажу. Погнали!

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Существует мнение, что музыкальная школа или любое другое музыкальное формальное образование - страшно ограничивающий фактор.

Загоняет в рамки, не даёт широко мыслить и т.д.

Честно? Я не очень-то с этим согласна. И вот почему.

Я отучилась в обычной школе искусств (если кому интересно, то раскрою "секрет Полишинеля": ДШИ города Химки), училась в 1990-е годы. Класс фортепиано. Даже хотела пойти дальше (но не дали).

В отличие от обычной школы, музыкалку я любила. Училась хорошо и не из-под палки, и здесь немалая заслуга моего педагога.

Я прекрасно понимаю, почему многие в детстве музыкалку не любили: методы у всех разные и не самые приятные, как правило, ученику дают огромное количество упражнений (смысл которых ребенку абсолютно неясен), произведения - из обычной "хрестоматии педагогического репертуара" (приевшиеся любому слушателю классики), совершенно не учат интерпретации и делают весь упор в обучении только на правильные ноты и ритмику.

В общем, как говорится, скучно, господа, тоска зелёная.

И правда, тоска. Тлен и безысходность.

Изобразим тоску зелёную что ли... Из моего Instagram
Изобразим тоску зелёную что ли... Из моего Instagram

Я обошлась без такого тлена. Во-первых, педагог меня изначально учил тому, что техника - не самоцель, а средство. Во-вторых, я не играла ни одного хрестоматийного произведения (например, даже не открывала ноты таких вещей, как "К Элизе", "Турецкое рондо" и... Что там ещё у нас? В "педагогическом репертуаре? Хы зы.) Зато играла много интересного: Ибер, Мурад Кажлаев, Борис Чайковский (даже, вот, кликабельную ссылку вставлю, чтоб вы могли нажать, прочитать и убедиться, что я не путаю имя композитора). Да, играла я и Гайдна, и Скарлатти с Фрескобальди, проштудировала инвенции Баха (а закончила с ХТК), играла и Шопена и других классических композиторов.

Ещё один важный момент: если произведение мне не нравилось, его с меня снимали (и правильно).

В итоге я, можно сказать, даже в рамках классики переиграла в очень разных стилях, "испытала" на себе разные музыкальные настроения. И это повлияло в итоге и на мои дальнейшие музыкальные вкусы в том числе (и закончилось тем, что я слушаю все, кроме современной попсы с millenial whoop).

Интерпретации мой педагог уделял очень немало внимания, начиная с первого же класса. Ее позиция была такова:

Ты можешь играть сколько угодно нот в минуту, но если ты не осмысливаешь произведение и не пропускаешь через себя, выражая чувства и эмоции через звук, ты никогда не будешь нормальным музыкантом.

Что мне дала музыкальная школа.

  • Развитие слуха (безусловно).
  • Развитие музыкального вкуса и мышления.
  • Теоретическая база (кстати, не надо мне говорить, что это неважно и такой-то @артистname обходился без этого: знание основ сильно облегчает многие музыкальные задачи, причем как при исполнении, так и при сочинении).
  • Качество мышления и критическое мышление (именно поэтому, даже в самый бунтарский период жизни, я слышать не могла и не воспринимала как музыку всякое: "Б-б-банаа-ны!" и "забирай меня в кусты, 18-ть мне уже").
Но музыкалка не учит импровизации, а теоретические основы загоняют в рамки и тоже затрудняют ее.
Источник: Pinterest.com
Источник: Pinterest.com

Ну... Ни фига подобного, ребят. На самом деле, любовь к импровизации и умение импровизировать - это не только определенный skill, но и во многом характер мышления. Я - в принципе такой человек, который...эээм... "Не любит сюрпризы", и для меня импровизация очень схожа по характеру с синхронным переводом (я лингвист по образованию и представляю, что это). Общее - в том, что здесь нужен особый тип мышления и умение "думать наперед", это не для обладателей всех подряд типов личности и темпераментов.

Ладно, заканчиваю свои многабукфф.

И вопрос к вам. Вы учились музыке? В школе, в училище, а, может, в консе и прочих высших учебных заведениях?

Что вам дало образование?

Пишите в комментарии, поболтаем.

А я пойду покушаю что ли.

Баюшки!

Ваша,

Спинто С Пинтой.