Создание аналога НАТО в Северо-Восточной Азии – давняя мечта вашингтонских стратегов, но её реализация всё время упирается в проблему сложных двусторонних отношений между Сеулом и Токио. Регулярно возникающие споры и скандалы между двумя младшими американскими союзниками препятствуют формированию между ними сколько-нибудь эффективной военно-политической связки, пишет эксперт Валдайского клуба Артём Лукин.
22 ноября правительство Республики Кореи (РК) приняло решение приостановить выход из двустороннего соглашения об обмене разведывательными данными с Японией (General Security of Military Information Agreement, GSOMIA). Как известно, в августе Сеул объявил, что отказывается продлевать соглашение с Японией, и 23 ноября оно должно было прекратить действие, если бы руководство Южной Кореи в последний момент не отменило своё предыдущее решение.
Злосчастное соглашение было заключено Сеулом и Токио в ноябре 2016 года, ещё при предыдущем южнокорейском президенте Пак Кын Хе. Оно позволяет Южной Корее и Японии обмениваться военной разведывательной информацией. Считается, что соглашение предназначено прежде всего для обмена данными об угрозах со стороны Северной Кореи. Однако текст соглашения носит общий характер, без какого-либо упоминания о КНДР, что в принципе позволяет использовать его для разведывательного сотрудничества против любых третьих стран, например, Китая или России.
Южнокорейское руководство, судя по всему, надеялось, что американцы в силу своей заинтересованности в сохранении военно-политического сотрудничества между РК и Японией окажут давление на Токио, заставив японцев пойти на попятную и отменить экспортные ограничения. Однако этот расчёт оказался неверен. Вашингтон выразил крайнее неудовольствие перспективой прекращения действия GSOMIA, но при этом американцы дали понять, что главным виновником возникшего конфликта считают Сеул, а не Токио. В результате сильное давление было оказано не на Японию, а на Южную Корею. Сеул был вынужден сдаться и объявить о сохранении соглашения, правда, с оговоркой, что оставляет за собой право разорвать его в любое время. При этом Япония не отказалась от введённых ранее экспортных санкций, что позволило премьер-министру Синдзо Абэ объявить о «полной победе».
Практически одновременно с перипетиями вокруг GSOMIA развивается скандал, связанный с требованием администрации президента Дональда Трампа о почти пятикратном увеличении финансировании со стороны Сеула на содержание американского военного контингента, размещённого в Южной Корее в рамках американо-южнокорейского договора о военно-политическом союзе. Сейчас Южная Корея платит Вашингтону около 1 миллиарда долларов в год, в то время как Белый дом настаивает, чтобы эта сумма была увеличена сразу до 5 миллиардов долларов – требование, шокировавшее южных корейцев своей явной непомерностью, соглашаться с которым они наотрез отказываются.
Вполне возможно, что Сеул и Токио, а также Сеул и Вашингтон смогут в ближайшие месяцы найти компромиссные решения, но в любом случае происходящие события заставляют задаться вопросом о долгосрочных перспективах стратегического сотрудничества Южной Кореи с США и Японией. Сомнения в прочности этих связей отчасти вызваны высокомерной и националистической позицией Токио, который отказывается по-настоящему покаяться за грехи имперской Японии в отношении корейского народа, а также корыстолюбием трамповской администрации, поведение которой напоминает вымогательство денег у своего младшего союзника.
Но есть и другая, более фундаментальная причина: сохранение альянса с США и тем более участие в военно-политическом блоке вместе с Вашингтоном и Токио всё меньше соответствует национальным интересам Южной Кореи. Американо-южнокорейский альянс, основанный на договоре 1951 года, изначально был ориентирован на отражение угрозы Югу со стороны Северной Кореи. Однако сегодня только люди с очень богатой фантазией могут утверждать, что КНДР способна повторить сценарий 1950 года и попытаться захватить Юг. Даже если представить, что Север каким-то чудом одержит военную победу над Южной Кореей, то каким образом он сможет контролировать территорию Юга с населением в два раза превосходящим население КНДР и с гораздо более развитой экономикой? Не говоря уже о том, что гипотетическая аннексия Юга Севером может создать совершенно непредсказуемые эффекты для стабильности северокорейского политического режима.
Сегодня в Вашингтоне, а также в Токио всё чаще говорят о том, что военно-политическое сотрудничество с Южной Кореей необходимо для сдерживания Китая. Это ставит Сеул в крайне затруднительное положение. Южные корейцы не воспринимают Китай в качестве угрозы. В отличие от ряда других соседей Китая – Японии, Индии, Вьетнама или Филиппин – Южная Корея не имеет с ним серьёзных споров и противоречий. А вот перспектива оказаться на передней линии фронта в нарастающем противостоянии США с Китаем создаёт для Сеула массу рисков.
Вполне вероятно, что Южная Корея пойдёт по пути Таиланда, чисто формально оставаясь союзником Вашингтона, но одновременно поддерживая тесные и дружественные отношения с Пекином. Одновременно Сеул будет наращивать свой военный потенциал в направлении большей автономии и самодостаточности. Кроме того, вполне возможно, что Республика Корея решит по образцу Японии приобрести «виртуальный ядерный статус», который подразумевает, что у страны нет ядерного оружия, но имеются все необходимые компоненты и технологии, чтобы при принятии политического решения в кратчайшие сроки стать ядерной державой.