Из истории музыкальной индустрии
Компакт-диски в России - 30 лет жизни формата
Сегодняшняя молодежь мало что знает о компакт–дисках. Свершившаяся технологическая революция позволяет новым поколениям меломанов, не напрягаясь, черпать музыку из Интернета и мобильных телефонов, не думая о каких-то физических носителях. Сегодня уже мало кто вспомнит, что 30 лет тому назад в СССР был произведен первый компакт-диск. Случилось это 10 декабря 1989 года на заводе с леденящим душу названием МОЗГ – (Московский опытный завод «Грамзапись») входившем тогда в состав Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия».
Александр Тихонов
Две стороны CD
До этого времени основными носителями музыкальной продукции в СССР были долгоиграющие пластинки (LP) и компакт-кассеты (MC), производством которых занимались несколько заводов в Москве, Апрелевке, Ленинграде, Ташкенте, Риге, Баку, Тбилиси и Таллине. В 1989 году в СССР было продано 89,1 миллионов грампластинок и 11 миллионов компакт-кассет. Технология производства этих носителей носила сугубо мирный характер, чего нельзя было сказать об оптических дисках, считавшихся технологией двойного назначения, на поставки которой в СССР распространялись различные ограничения. Это обстоятельство было причиной, по которой производство CD в СССР началось лишь восемь лет спустя после их мировой премьеры.
Гиганты электроники Philips и SONY совместно разработали цифровой компакт-диск еще в 1980-м, когда в Москве гремела первая в социалистическом государстве Олимпиада. Для компакт-диска был разработан специальный стандарт в области технологии импульсно-кодовой модуляции (PCM — Pulse Code Modulation), которая позволяла с частотой выборки 44100 Гц считывать 16-битные данные. Информационную емкость CD — 640 МБ — определил в 1824 году Людвиг Ван Бетховен, написав свою бессмертную 9-ю симфонию. Именно это произведение, звучащее 74 минуты и 33 секунды, было выбрано исполнительным директором фирмы SONY Акио Морита в качестве стандарта.
Однако на первом в истории серийном CD была записана Альпийская симфония Рихарда Штрауса, исполненная симфоническим оркестром Берлинской филармонии, которым дирижировал Герберт фон Караян. Этот исторический диск был изготовлен 17 августа 1982 года близ Ганновера в городе Лангенхаген (Langenhagen) на предприятии компании PolyGram.
Примечательно, что произошло это примерно в то же время, когда на рынке появились первые персональные компьютеры фирмы IBM. Специалистам было понятно: наступает новая цифровая эпоха, одним из ключевых элементов которой будет компакт-диск — общедоступный и универсальный носитель всех типов информации.
Технология производства компакт-дисков сочетала в себе новейшие достижения науки в различных областях: система кодирования сигнала, бесконтактная лазерная запись и считывание информации, новые материалы и многое другое. Поликарбонат — материал, из которого изготавливаются диски, например, был изобретен в рамках американской лунной программы.
Все это вызвало большой интерес, и за оборудованием стали охотиться спецслужбы СССР и других социалистических стран. Особых успехов в этом деле достигла болгарская разведка, при содействии которой в СССР был смонтирован секретный завод компакт-дисков на одном из оборонных предприятий во Львове, который выпускал диски особого назначения, не имевшие к музыке никакого отношения. Позже, переквалифицировавшиеся болгарские разведчики, разместят несколько заводов по производству CD у себя в стране, а потом перевезут их в Россию.
Родина CD — СССР
Мало кто знал, что в СССР уже давно велись собственные разработки оптических накопителей для целей обороны. Еще в 1933 году действительный член РАН профессор Владимир Котельников теоретически обосновал принципы цифровой звукозаписи. Его труды, опубликованные в закрытых специализированных изданиях, положили начало такому изобретению, как компакт-диск. После войны Котельников работал над советской космической программой, и потому его имя не было известно на Западе. Долгое время мировая наука считала основоположником теории цифровой записи профессора Клода Шеннона, который опубликовал свои результаты лишь в 1948 г., после академика Котельникова. Однако несколько лет назад сотрудники Фонда Эдуарда Рейна натолкнулись в советской периодике на статьи Котельникова и убедились в его бесспорном приоритете.
Почти через шестьдесят лет после теоретического обоснования возможности цифровой передачи сигналов в СССР появлялось первое производство компакт-дисков. Неофициальный пуск завода состоялся 10 декабря 1989 года. Однако проработка контракта, подготовительные работы по реконструкции помещений и коммуникаций начались годом раньше. Для реализации проекта из бюджета страны было выделено более 11 млн. долларов! В качестве базовой схемы выбрали технологию так называемых «чистых» комнат, хотя уже в те годы появились первые монолайны - линии, включающие литье, металлизацию, лакировку и контроль с «чистой зоной» внутри и обслуживающим персоналом снаружи. Иностранцы понимали, что это уже морально устаревшее оборудование, которое на Западе вряд ли кого заинтересует. Они спешили продать его нам и заработать на технологической отсталости СССР.
Советские компакт-диски — самые западные в мире
Под производство компакт-дисков был выделен 3-этажный корпус завода общей площадью более 2000 кв.м. Перед началом работ были проведены замеры на вибрацию и прочность перекрытий, поскольку рядом проходила линия метрополитена. Бригада инженеров завода демонтировала старую технику, удалила внутренние стены, подготовила фундаменты под новое оборудование. В течение мая-августа 1989 года более 20 будущих работников нового производства прошли подготовку на предприятиях Германии и Швеции. С августа 1989 специалисты из Германии, Швеции и Голландии начали установку «чистых» комнат, оборудования мастеринга, репликации и упаковки. В ноябре полным ходом шли пуско-наладочные работы отдельных видов оборудования (литье, металлизация, лакировка, шелкография, контроль параметров и др.)
Основными фирмами — поставщиками оборудования и участниками монтажа были: Ancla, Krantz, Illzemann, Sick (Германия), Toolex Alpha, CD Plant (Швеция), ODME (Голландия), Balzers (Швейцария), Global Machinery (Япония). На первом этапе отечественными компонентами производства были только родная земля, электроэнергия, вода, воздух и головы молодых, способных специалистов, с энтузиазмом взявшихся за новое дело.
Производство осуществлялось в помещении с классом чистоты «100», что означало наличие в каждом кубическом футе воздуха не более 100 пылинок размером 0,5 мкм. Для сравнения можно сказать, что в обычных помещениях эта цифра увеличивается в 1000 раз. Исходными данными для изготовления мастер-диска служили: стеклянная подложка — отполированный диск диаметром 240 мм из чистого стекла — и мастер-кассета типа U-matic с цифровой музыкальной фонограммой, кодами и служебной информацией. Система записи преобразовывала цифровую звуковую и субкодовую информацию в необходимый канал битов, модулирующий лазерный луч, который «выжигал» на диске дорожку записи. Следующей по технологии была операция изготовления оригиналов и матриц. Наращивание никеля происходило на установках фирмы «Тулекс Альфа». Последней операцией в условиях «чистой» комнаты было нанесение на матрицу защитного слоя. Готовые матрицы устанавливались на термопласт-автоматы.
Основой компакт-диска являлась отливка из поликарбоната диаметром 120 мм. На заводе «Грамзапись» использовался поликарбонат марки «тейджин», производимый в Японии. Материал очень гигроскопичен. Для того чтобы можно было его использовать, содержание влаги не должно превышать 0,02%. Отпечатанные в таких жестких условиях диски уже несли на себе всю информацию в виде питов, располагающихся по спирали. Поскольку расстояние между витками составляет всего 1,6 мкм, то общая длина дорожки записи равнялась примерно 5 км. Для считывания всей этой информации на диск необходимо нанести отражающий слой алюминия. Эта операция, производимая на специальном аппарате металлизации в вакууме, была одной из самых сложных. Для ее проведения требовался металл чистотой 99,999%. После нанесения защитного лака, полимеризующегося под действием ультрафиолетовых ламп, компакт-диск уже не боялся ни пыли, ни мелких царапин.
Практически готовые диски проходили жесткое тестирование и отбраковку на специальном оборудовании. После печати этикеток методом шелкографии на автомате Kamman, диски поступали на упаковку. Каждые 10 секунд пять литьевых машин могли производить по 5 дисков. В год при двухсменной работе, включающей весь цикл производства от мастеринга до упаковки, завод мог отпечатать 3 миллиона CD, но реально больше миллиона дисков никогда не производилось.
Еще одним новшеством были комбинезоны, в которых работали специалисты. Униформа напоминала что-то космическое. Для прохода в «чистые комнаты» был оборудован специальный шлюз, в котором оставалась вся «земная» одежда.
Все началось с Roxette
В декабре 1989 года на этом оборудовании были выпущены первые 10 наименований компакт-дисков с записями классической музыки (тиражи от 1000…5000 экз.) Производство этих дисков явилось и приемо-сдаточными испытаниями. Официально, первым — The First Russian Produced Compact Disc был объявлен CD «Иван Грозный — Стихира» Родиона Щедрина SUCD 10-00007. Фактическим же первенцем стал внекаталожный диск, отлитый с матрицы, привезенной шведскими специалистами с CD-Plant в Мальме. Эх, не ведали иностранцы, что творили и каковы будут последствия для всего мира. Этот диск, на котором были записаны песни популярной в те годы группы Roxette, был отпечатан тиражом всего 180 штук. На его инлее, под словами We made it, расписались специалисты России, Швеции и Германии — все, кто на последнем этапе участвовал в этом проекте. Половина дисков была взята с собой иностранцами, половина досталась специалистам завода и фирмы «Мелодия» в качестве подарков. Первые «Мелодийные» диски, отпечатанные на МОЗГе, были протестированы во Франции и Германии и получили достаточно высокие оценки за качество записи и репликации, но посредственные оценки в части художественного оформления.
За 1990-1991 гг. было выпущено более 150 наименований компакт-дисков в основном классического репертуара, но появились первые диски с записями эстрадных, джазовых и рок-проектов: И. Кобзон, А. Пугачева, В. Леонтьев, «Автограф», «Алиса», Алексей Козлов и др. Московский опытный завод «Грамзапись» (МОЗГ) обозначал свою продукцию специальной литерой G, размещенной возле центрового отверстия. Через 3-4 года качество самих дисков стало ухудшаться, художественное оформление все эти годы оставалось на весьма низком уровне. Оборудование на заводе физически и морально устаревало, но о модернизации уже никто не думал. В 2003 году начался демонтаж оборудования.
Вместо эпилога
Сейчас завод «Грамзапись» превращен в современный торгово-офисный центр, предоставляющий в аренду площади российским и зарубежным фирмам. Вибрация метрополитена развитию бизнеса не мешает. К юбилейной дате никакого интереса. Похоже, что про первенца музыкальной отрасли СССР хотят скорее забыть…
Так же посетите страницу рубрики на нашем сайте, где вы сможете ознакомится с предыдущими статьями:
📰 http://ргафд.рф/iz-istorii-muzykalnoy-industrii
Об истории и сегодняшнем дне музыкальной индустрии рассказывает в нашей новой рубрике А.В.Тихонов, российский музыкальный журналист, ведущий эксперт в области музыкального рынка, преподаватель.