Эта картина за более чем 45 лет существования обросла жуткими легендами и домыслами. Писали, что она «приносит смерть» и «превращает детей в иные сущности». Существует и некое видео, где якобы видно, как персонажи оживают и сходят с картины. Что же на ней изображено? И почему у картины столь дурная слава?
Речь идет о работе сюрреалиста Билла Стоунхема — картине «Руки противятся ему» (1972). О жуткой истории своего детища он узнал после приобретения полотна Кимом Смитом, владельцем галереи в Мичигане. Тот купил ее на аукционе, заинтригованный описанием: «Эта картина, возможно, обладает таинственной силой, которая может повлиять на вашу жизнь».
К. Смит выяснил, что полотно продавала семейная пара — они обнаружили картину в заброшенной пивоварне. Решили повесить находку в комнате своей дочери. И только тогда родители поняли, почему же прежний владелец от нее столь странным образом избавился.
Девочка утверждала, что дети с картины оживают — выходят в комнату и начинают драться. Пара решила установить видеонаблюдение. Записи с камер их шокировали — нарисованная кукла поднимает пистолет и стреляет в мальчика. Запаха пороха, шума при этом не было. Сами же владельцы уверяли, что видение спровоцировано «эффектом освещения».
Люди же, увидевшие картину на аукционе, утверждали, что с ними начинали твориться необъяснимые вещи: кого-то кидало в жар, кто-то терял сознание. Дети впадали в истерику, «будто в них вселялась потусторонняя сущность». Ажиотаж позволил продавцам поднять цену с $199 до $1050.
Все произошедшее очень удивило автора — к тому времени он уже забыл об одной из своих первых работ, написанной более 20 лет назад. Картина покинула 20-летнего мастера просто: в мастерскую явился известный коллекционер Ч. Фейнгартен, скупивший все работы. Среди них была и «Руки противятся ему».
На написание картины его вдохновило одноименное стихотворение первой жены Роан. Женщина посвятила его супругу — Билл был приемным ребенком, не знавшим своих биологических родителей. Основой для сюжета стала его же фотография из семейного альбома — художника впечатлило освещение на снимке.
Как сюрреалист, он интерпретировал сюжет фото по-своему: превратил девочку в безжизненную куклу, мальчика наделил странным выражением лица и ледяным пристальным взглядом. А за стеклянной дверью за спинами детей изобразил пугающие отпечатки рук, тянущихся из тьмы.
Но, по словам Стоунхема, он не нарисовал ничего сверхъестественного — это лишь его видение внутреннего мира приемного ребенка. Маленького человека, что не знает своего прошлого. Будто бы заблудшего в этом мире. А пугающие зрителя руки — это призраки туманного будущего.
Тиражировать давнюю работу, несмотря на сотни просьб по электронной почте, Билл Стоунхем отказывается даже за большие деньги. Он убежден: суеверия вокруг полотна созданы намеренно, чтобы повысить коммерческую ценность работы. Считает, что, согласившись тиражировать «Руки противятся ему», поспособствует распространению «глобального обмана».