Образ, взывающий к защите своей страны и народа - это всегда женщина. И часто это женщина с мечом в руках. В христианской истории есть легендарные образы женщин-защитниц своего народа, восхищающие воображение безграничной смелостью и красотой совершенных подвигов. Среди них свое достойное место занимает библейская Иудифь (Юдифь).
Иудифь - женский вариант имени Иуда. Благодаря величию совершенных деяний исторических носителей этого имени в ветхозаветной истории появились названия еврейского народа, его веры и одного из его государств. Благодаря христианству, имя распространилось по всему миру, отложившись во многих европейских именах (Джудит, Эдит) и фамилиях, в том числе, русских (Юдашкин, Юденич, Юданов и др.).
Библия передает историю Иудифи следующим образом.
В шестом веке до н.э. во времена Навуходоносора, царя Ассирийского, жил Олоферн, который послан был царем на завоевание Иерусалима и всей Иудеи. Путь его военного похода лежал через иудейский город Ветилуя, в котором жила в это время Иудифь - богатая и благочестивая вдова, снискавшая всеобщее уважение своей настолько благочестивой жизнью, что Писание говорит, что никто не мог сказать о ней злого слова. В силу своего уединенного и воздержанного образа жизни, она не мелькала среди горожан. Про нее все забыли. Она объявилась в момент, когда осажденный город, отсеченный от водных источников, обуял страх смерти настолько, что горожане в отчаянии вынудили клятву у правителей, что если в ближайшие пять дней Господь не спасет их, город будет сдан врагу.
Люди объявили Богу ультиматум(!) и назначили срок!... Что последовало бы за сдачей города врагам? - “с пленением нас падет и вся Иудея, и святыни наши будут разграблены” (Иудифь, 8, 21) иудеи окажутся в рабстве, которое Господом будет вменено в бесчестие. Иудифь обращается к старейшинам: “Кто же вы, искушавшие сегодня Бога и ставшие вместо Бога посреди сынов человеческих?... не прогневляйте Господа Бога нашего!... Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указывать Ему, как сыну человеческому". (Иудифь, 8, 12-16). Далее она потребовала выпустить ее из города, обещая “и в продолжение дней, после которых вы решили отдать город нашим врагам, Господь посетит Израиля моею рукою” (Иудифь, 8, 33).
Она никому не рассказала о своем плане, только Богу молилась, посыпая пеплом голову: “Воззри на превозношение их (врагов), пошли гнев твой на главы их, дай вдовьей руке моей крепость на то, что задумала я. Устами хитрости моей порази раба перед вождем, и вождя - перед рабом его, и сокруши гордыню их рукою женскою.” (Иудифь, 9, 9).
После она оставила вдовье вретище, и облачилась “в одежды веселия своего”, которые носила при жизни мужа, умастила тело свое, украсила его драгоценностями. Такой обольстительной красавицей явилась перед врагами, которые отвели ее к своему вождю Олоферну.
Она не вела себя соблазнительно. Напротив, с величием и достоинством таким, что исполнила свой план, сохранив вдовье целомудрие. Объяснила свое появление в стане врага тем, что не хочет погибнуть вместе со своими соплеменниками, которых Бог отдаст врагам на истребление за то, что те готовы впасть в нечестие и питаться пищей, запрещенной законом. Она предложила дождаться этого момента и тогда победа дастся без потерь. Ей поверили, она стала заложницей надежды врага на победу.
Три дня Иудифь жила в стане врага, питалась своей едой, с которой пришла, купалась в источнике и каждый день выходила на молитву. На четвертый день возжелавший ее Олоферн пригласил Иудифь к себе на пир. Иудифь пришла. Вкушала только свою пищу. Олоферн, ожидая конца пира и покорности красивой женщины, поклонившейся ему, “пил вина весьма много”, в результате, “был переполнен вином” так, что крепко заснул.
Воззвав к Богу своему, Иудифь отсекла Олоферну голову его же мечом. После чего возвратилась в свой город Ветилую. Она просила открыть ей ворота словами: “С нами Бог!”. Достав голову Олоферна из мешка, она произнесла: “...Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лицо мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха” (Иудифь, 13, 15-16).
Случившееся вдохнуло силы в защитников Ветилуи они выступили на бой с врагами. Обнаружив своего военачальника обезглавленным, враги разбегаются. Иудея спасена.
Три месяца иудеи праздновали победу над врагом, возносили хвалы и жертвы перед Богом. Иудифь была среди них. По завершении празднества все возвратились по своим уделам. Иудифь: “отправилась в Ветилую, где оставалась в имении своем и была в свое время славною во всей земле. Многие желали ее, но мужчина не познал ее во все дни ее жизни с того дня, как муж ее Манассия умер и приложился к народу своему.” По прошествии 105 лет, она умерла и была погребена в пещере мужа своего. Библейская история Иудифи завершается словами: “И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи и много дней по смерти ее” (Иудифь, 16, 25).
Эту удивительную историю мы знаем из Книги Иудифи Ветхого Завета. В ней много символизма, весьма актуального и для наших времен. Она указывает на добродетель, как главное условие упования на Бога, в том числе, в случаях опасности для женской чести и достоинства. История в моральную поддержку тех жен, кто не вдовые, но в силу определенных обстоятельств не может оставаться в браке, ведь “тело же не для блуда, но для Господа и Господь для тела”, как сказано у апостола.
Каждая эпоха в меру своей испорченности дополняет эту историю своим смыслом. Но, нам, христианам, не стоит забывать ее первоначального духовного смысла-послания. Это история победы чистоты и невинности над пороком.
Ведь глупо думать, что бесчестьем можно спастись!? Глупо бесконечно играть в лотерею, надеясь, что новый брак, наконец, станет счастливым. Конечно, минимальные шансы есть, но шансов в очередной раз влипнуть в токсичные отношения значительно больше. В состоянии вынужденного выхода из брака, когда без мужа лучше, чем с мужем, можно найти много самых разных плюсов. В этом состоянии важно сохранять свою чистоту и никто не сможет упрекнуть вас в нарушении христианских законов.
Если вам интересно узнавать о христианском понимании женского призвания и необычных подвигах женщин, о том, подписывайтесь на канал!