Государственные поликлиники и больницы могут оказывать платные услуги только с согласия пациента. В статье рассказали как отличить бесплатную услугу от навязанной, как доказывать свои права на бесплатное лечение даже в частной клинике и куда жаловаться, если ваши права нарушают.
Как узнать, бесплатно ли обследование
Изучите список бесплатных услуг. Список можно найти в базовой программе государственных гарантий ОМС.
Права застрахованных, порядок и требования по этой программе одинаковы во всех регионах России.
Проверьте территориальную программу ОМС. В каждом субъекте РФ программа ОМС может отличаться – количество бесплатных услуг может увеличено.
Программу вашего региона можно найти на сайте местного министерства здравоохранения или его подразделения, или на сайте Территориального фонда ОМС.
Узнайте условия оказания и стоимость услуги. Список платных услуг и цены должны быть в открытом доступе. Например – на информационном стенде или сайте на поликлиники.
В каких случаях нужно платить за лечение
Бывают ситуации, когда бесплатная медицинская помощь по программе ОМС не подходит. Тогда лечение будет платным, например в этих случаях:
• Если вы хотите получить помощь анонимно.
• Когда обращаетесь к врачу без направления.
• Если хотите сервис получше. Например, отдельную палату в больнице.
• Когда вам удобней получить услугу на специальных условиях, которые не указаны в законодательстве. Например, дома.
• Если просите заменить материалы или лекарства на аналоги, не входящие в систему ОМС. Например, хотите импортную пломбу у стоматолога.
• Не хотите ждать бесплатного приема несколько дней, и вам нужно как можно быстрее записаться к врачу.
• Если вы хотите попасть к врачу в другую поликлинику, к которой не прикреплены.
Обратите внимание. С вами обязаны заключить договор на оказание платных услуг, а после – выдать квитанцию или чек.
Как распознать навязанную услугу
Вот несколько популярных фраз, которые должны вас насторожить при обращении за бесплатной медицинской помощью:
«Это не назначение, а рекомендация»
Рекомендация – не обязательна к выполнению. Например, гимнастика между обострениями остеохондроза – это рекомендация, можете делать, а можно и отказаться.
А вот рентген при этом же диагнозе – это необходимое назначение и его должны сделать вам бесплатно.
«У нас нет аппарата МРТ, УЗИ»
Если это исследование входит в список бесплатных услуг, и оно необходимо для установления правильного диагноза – вас обязаны направить в учреждение, работающее в системе ОМС, в котором есть это оборудование.
«У нас просто нет такого специалиста»
Тут тоже самое что и с МРТ. У поликлиники должен быть договор с другим медицинским учреждением – и они обязаны направлять туда пациентов для завершения обследования.
Поэтому, если по полису вам положена бесплатная консультация эндокринолога, а в вашей поликлинике его нет – терапевт должен дать направление в другую больницу.
Что делать, если отказывают в бесплатной медицинской услуге
В первую очередь – обратитесь к руководству поликлиники или больницы. К тому кто поможет разрешить ситуацию на месте – это может быть заведующий отделением, заместитель главного врача, дежурный администратор или главный врач.
Если на месте не получается решить вопросы – вы имеете полное право обратиться с жалобой:
- В страховую компанию, телефон указан на вашем страховом полисе; если вы застрахованы у нас – звоните по телефону 8 (800) 100-81-02, звонок бесплатный из любого региона РФ.
Обратите внимание – до 2018 года мы назывались РГС-Медицина и если у вас старый полис, то он полностью действителен и телефоны на нём актуальные. - В Территориальный фонд ОМС, контакты можно найти на сайте организации или на информационных стендах в медучреждении.
- В территориальный орган управления здравоохранения – профильный комитет, департамент и так далее.
- В Федеральный фонд ОМС, телефон отдела по защите прав граждан в системе ОМС: +7 495 870-96-80.
- В Росздравнадзор, бесплатный круглосуточный номер: 8 800 500-18-35, звонок бесплатный из всех регионов Российской Федерации.
А вы знали что у вас есть личный консультант и помощник по ОМС?
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова назвала страховых представителей "менеджерами здоровья"🙂.
Это специалисты страховых компаний, которые сопровождают пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи, оказывают правовую поддержку и организовывают экспертизы качества оказанной медицинской помощи.
Чем мне поможет страховой представитель
Если у вас есть полис ОМС, то страховой представитель – это ваш личный консультант. Он поможет вам:
- когда вы столкнулись с недобросовестными работниками в поликлиник
- если отказывают в бесплатной госпитализации
- когда затягивают сроки выдачи направлений на анализы/обследования
- не выдают бесплатные лекарства
- если каким-то другим способом нарушают ваши права на бесплатную медицинскую помощь
- и ответит на любые вопросы, связанные с бесплатной медицинской помощью по полису ОМС
Кстати, если у вас еще нет полиса ОМС – в этой статье мы подробно рассказываем как его получить и лечиться бесплатно.
Не подумайте что это только сотрудники колл-центров и специалисты по выдаче полисов ОМС. Есть страховые представители и с высшим медицинским образованием. Это врачи-эксперты, которые имеют большой объем полномочий и могут проверить качество оказанной вам медицинской помощи.
С таким представителем можно обсудить варианты и этапы лечения. Он поможет разъяснить алгоритм лечения, обоснованность необходимость приёма назначенных лекарств и рекомендаций.
Обратите внимание. Помощью страхового представителя вы можете воспользоваться бесплатно.
А еще страховые представители защищают ваши права – работают с поликлиниками, помогают на всех этапах защиты и даже выступают на вашей стороне в суде.
Но, по нашему опыту, до суда доходит оооочень редко, и чаще всего вопросы недобросовестного предоставления бесплатной медицины решаются в досудебном порядке.
Как лечиться по полису ОМС в частной клинике
С 2011 года частные клиники получили право входить в систему ОМС. Вот как можно в них лечиться:
1. Пройти обследование по направлению из обычной поликлиники
Многие частные клиники оказывают по ОМС только выборочные обследования и процедуры.
Поэтому когда в обычной районной поликлинике нет нужного оборудования – участковый терапевт может выдать вам направление на обследование в частном центре. Например, когда нужно сдать анализ на гормоны или сделать гастроскопию.
Сразу оговоримся – такая возможность есть не у каждой клиники и не в каждом регионе.
Если врач отправляет вас сделать УЗИ в частном центре, уточните, что он имеет в виду: настаивает на обязательном исследовании в рамках ОМС (по направлению сделают бесплатно) или просто рекомендует (платная услуга).
2. Самостоятельно прикрепиться к частной клинике
Вот как это сделать:
- Сначала выясните, какие частные клиники вашего города работают по ОМС. Эта информация должна быть на сайте территориального фонда ОМС. Или просто позвоните в вашу страховую компанию, её телефон указан на полисе.
- Узнайте, есть ли в клинике участковые терапевты. Это будет означать, что она может справляться с функциями поликлиники. И тогда не будет проблем с прохождением диспансеризации или, например, с профосмотрами.
- Затем подайте заявление на прикрепление к клинике. Эту процедуру должны согласовать и в вашей страховой компании и в медицинском учреждении.
Учтите – в некоторых частных клиниках прикрепления приходится ждать до нескольких месяцев из-за очереди. Потому что многие хотят лечиться бесплатно в частных клиниках🙂. - Ну а когда прикрепление одобрят – можно записываться на приём к терапевту.
В некоторых клиниках есть семейный врач. Это специалист, который прошел дополнительную подготовку по 16 врачебным специальностям. - Основные услуги – вроде приёма терапевта или анализа крови – вы сможете получить в день обращения. А очередь на отдельные виды консультаций, процедуры и исследования может занимать от 2 до 25 дней. Это зависит от количества желающих получить услуги по полису ОМС.
- Учтите – лечение в частной клинике по полису ОМС не означает, что платить ни за что не надо. Бесплатные услуги там будут такими же, как и в обычной поликлинике. Например, если хотите бесплатное обезболивание – это будет лидокаин. А вот за другой препарат, который не входит в список бесплатных по программе ОМС, придётся заплатить.
Обратите внимание. Если вдруг частная клиника предлагает заплатить за услугу, которая входит в перечень бесплатных по полису ОМС – сразу сообщите об этом в свою страховую компанию.
Рекомендуем. Перед тем как идти в выбранную частную клинику – узнайте полный список услуг, которые она предоставляет по полису ОМС. Это можно узнать на сайте клиники или просто позвонить в регистратуру.
А если информации нет в доступном месте и её вам не предоставляют в колл-центре – вы имеете право пожаловаться: в Росздравнадзор или в свою страховую компанию.
Деньги за лечение можно вернуть
Можно вернуть 13% от потраченной суммы – в качестве налогового вычета. Но при этом, сумма возврата, по закону, не должна превышать 15 600₽.
Возврат можно сделать в течение трёх лет после оплаты лечения.
Получить налоговый вычет может официально работающий, который имеет доход и платит НДФЛ.
А студенты, женщины в декрете или неработающие пенсионеры не могут на него претендовать. Но это доступно близкому родственнику, который оплачивал их лечение.
Чтобы получить вычет нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ на сайте налоговой, приложить все договоры, справки и чеки за лечение.
Когда декларацию одобрят – пишите заявление на возврат денег. Через месяц налоговая должна вернуть сумму на ваш счёт.
Резюмируем
1. Список бесплатных услуг можно найти в базовой программе государственных гарантий ОМС или в территориальной программе ОМС региона, в котором вы живёте.
2. Перечень платных услуг в клинике и их стоимость должны быть в открытом доступе.
3. Обязательные услуги, необходимые для постановки диагноза, не могут быть платными.
4. Платные услуги предоставляются только по желанию пациента и с его согласия.
5. Если в бесплатной услуге отказывают – обращайтесь к руководству поликлиники или больницы. А если не получается решить вопрос на месте, звоните в страховую компанию.
6. Бесплатно можно лечиться и в частных клиниках, которые работают в системе ОМС.
Список таких клиник можно найти на сайте территориального фонда или узнать в своей страховой компании.
7. Перед тем как обращаться в частную клинику по полису ОМС, узнайте полный список бесплатных услуг, которые она предоставляет.
8. Даже если лечение было платным – в течение трёх лет вы можете вернуть 13% от этой суммы. Но не более 15 600₽.
Надеемся, статья была полезной. Защищайте свои права и не болейте😉!
Наша компания называется "Капитал Медицинское Страхование". Мы одна из крупнейших компаний в сфере ОМС, работаем с 1994 года. По данным на 01.11.2019 у нас застраховано 22 184 317 человек. До 2018 года мы назывались "Росгосстрах Медицина". Если в вашем в полисе мы указаны как ООО «РГС-Медицина» – менять его не нужно, это полностью действительный полис.