Недавно мы писали о гигантской посмертной маске Александра Сергеевича Пушкина в Петергофе. Это был арт-объект современного скульптора Григория Орехова, который вызвал много споров, хотя многим работа понравилась. Некоторые посетители парка "Александрия", где установили скульптуру, впервые узнали о существовании подобных вещей. Оригинал посмертной маски поэта хранится в московском музее.
Передать облик через слепок, чтобы потомки могли разглядеть каждую черту лица, способен не каждый скульптор. И для любого из них снять маску с усопшего великого человека - честь и важная миссия. Ведь именно от мастерства скульптора зависит, какими лица значимых в истории страны людей увидят будущие поколения. Казалось бы есть способы фиксации более доступные, например, портрет или же фотография. Тогда зачем делали и делают (и сегодня, пример: слепок с лица Майкла Джексона) маски? Во-первых, в случае слепка размер лица не искажается, как на том же портрете. Во-вторых, при создании памятников и монументов скульптору удобнее работать с тем, что можно "прощупать" нежели творить по фотографии. Более того, посмертная маска, выполненная профессионалом, является предметом искусства.
Посмертную маску великого Николая Васильевича Гоголя часто называют прижизненной. Дело в том, что писатель, скорее всего, не умер, а впал в летаргический сон. То есть, фактически его похоронили заживо. Говорят, что при вскрытии гроба с его останками, тело писателя было выкручено и обивка гроба изодрана в клочья. Это самая популярная версия его смерти, хотя было их несколько. Скульптор Николай Рамазанов, снимавший слепок с лица писателя, утверждал, что Гоголь был мертв. Но откуда ему знать, если в состоянии летаргического сна кожа всегда холодная, пульс практически не прослеживается, а дыхание не прослушивается. Однако, были и версии с отравлением ртутью, душевной болезнью и даже малярией.
Искусствоведы часто сравнивают посмертную маску Александра Блока с ликом Христа, так как на ней отразилось выражение лица мученика и страдальца. Накануне смерти он пребывал в депрессии: была разорена усадьба поэта, голод, холод, постоянная нужда его уничтожали морально. На слепке четко видны его ресницы, а также усы и борода, что совершенно не вяжется с образом того Блока-лирика, который мы привыкли видеть на страницах книг и фотографиях.
Посмертную маску Льва Толстого называют суровой. Слепок снимал известный скульптор Сергей Меркуров, тот самый, что сделал посмертную маску Владимира Ленина и еще 300 знаменитых усопших. Лицо Льва Николаевича его поразило и отчасти напугало. Он писал, что у того был один полуоткрытый глаз и сердито приподнятая бровь. Именно тогда скульптор решил делать не только слепки с лица, но и рук почивших.
Вот неполный список посмертных масок, которые сделал Меркуров: Алексей и Лев Толстой, Михаил Булгаков, Максим Горький, Надежда Крупская и Владимир Ульянов (Ленин), а также Мария Ульянова (сестра), Антон Макаренко, Владимир Маяковский, Георгий Плеханов, Яков Свердлов, Клара Цеткин, Валерий Чкалов, Сергей Эзейнштейн.