Найти тему
Art&Culture

Посмертные маски великих русских писателей

Посмертная маска Л.Н. Толстого. Фото: Культурология.
Посмертная маска Л.Н. Толстого. Фото: Культурология.

Недавно мы писали о гигантской посмертной маске Александра Сергеевича Пушкина в Петергофе. Это был арт-объект современного скульптора Григория Орехова, который вызвал много споров, хотя многим работа понравилась. Некоторые посетители парка "Александрия", где установили скульптуру, впервые узнали о существовании подобных вещей. Оригинал посмертной маски поэта хранится в московском музее.

Посмертная маска А.С. Пушкина. Фото: открытые источники интернета
Посмертная маска А.С. Пушкина. Фото: открытые источники интернета

Передать облик через слепок, чтобы потомки могли разглядеть каждую черту лица, способен не каждый скульптор. И для любого из них снять маску с усопшего великого человека - честь и важная миссия. Ведь именно от мастерства скульптора зависит, какими лица значимых в истории страны людей увидят будущие поколения. Казалось бы есть способы фиксации более доступные, например, портрет или же фотография. Тогда зачем делали и делают (и сегодня, пример: слепок с лица Майкла Джексона) маски? Во-первых, в случае слепка размер лица не искажается, как на том же портрете. Во-вторых, при создании памятников и монументов скульптору удобнее работать с тем, что можно "прощупать" нежели творить по фотографии. Более того, посмертная маска, выполненная профессионалом, является предметом искусства.

Посмертная маска Н.В. Гоголя. Фото: открытые источники интернета
Посмертная маска Н.В. Гоголя. Фото: открытые источники интернета

Посмертную маску великого Николая Васильевича Гоголя часто называют прижизненной. Дело в том, что писатель, скорее всего, не умер, а впал в летаргический сон. То есть, фактически его похоронили заживо. Говорят, что при вскрытии гроба с его останками, тело писателя было выкручено и обивка гроба изодрана в клочья. Это самая популярная версия его смерти, хотя было их несколько. Скульптор Николай Рамазанов, снимавший слепок с лица писателя, утверждал, что Гоголь был мертв. Но откуда ему знать, если в состоянии летаргического сна кожа всегда холодная, пульс практически не прослеживается, а дыхание не прослушивается. Однако, были и версии с отравлением ртутью, душевной болезнью и даже малярией.

Посмертная маска А.А. Блока.  Фото: Культурология.
Посмертная маска А.А. Блока. Фото: Культурология.

Искусствоведы часто сравнивают посмертную маску Александра Блока с ликом Христа, так как на ней отразилось выражение лица мученика и страдальца. Накануне смерти он пребывал в депрессии: была разорена усадьба поэта, голод, холод, постоянная нужда его уничтожали морально. На слепке четко видны его ресницы, а также усы и борода, что совершенно не вяжется с образом того Блока-лирика, который мы привыкли видеть на страницах книг и фотографиях.

Посмертную маску Льва Толстого называют суровой. Слепок снимал известный скульптор Сергей Меркуров, тот самый, что сделал посмертную маску Владимира Ленина и еще 300 знаменитых усопших. Лицо Льва Николаевича его поразило и отчасти напугало. Он писал, что у того был один полуоткрытый глаз и сердито приподнятая бровь. Именно тогда скульптор решил делать не только слепки с лица, но и рук почивших.

Вот неполный список посмертных масок, которые сделал Меркуров: Алексей и Лев Толстой, Михаил Булгаков, Максим Горький, Надежда Крупская и Владимир Ульянов (Ленин), а также Мария Ульянова (сестра), Антон Макаренко, Владимир Маяковский, Георгий Плеханов, Яков Свердлов, Клара Цеткин, Валерий Чкалов, Сергей Эзейнштейн.

Сергей Меркуров, процесс создания памятника Льву Толстому.
Сергей Меркуров, процесс создания памятника Льву Толстому.