Рецензии принято писать объективно до отстранённости, почти академически абстрагируясь от личного восприятия. Указать на достоинства и недостатки спектакля, отметить актёрские и режиссёрские находки, найти что-то особенное, даже если его нет. И пишущие словно соревнуются в этой непредвзятости, примеряя на себя маску носителя истины.
А уж про детские спектакли только ленивый не напишет, что «для детей надо играть как для взрослых, только лучше». В «Снежной Королеве» театра «Сова», кстати, так и получилось. Но речь, как ни странно, не об этом. Не только об этом.
Что может «зацепить» в детском спектакле человека, уже почти не помнящего своё детство? Да ещё и в сказке, знакомой чуть ли не наизусть и за много лет увиденной в разнообразнейших вариантах постановки – от записи на пластинке до компьютерной анимации, а?
Нехитрая драматургия, простые диалоги, яркие и однозначно читаемые образы, активная роль рассказчика – обаятельнейшей вороны. Добрая бабушка, колоритные разбойники «как в мультфильме», величественная Королева, даже самые актёрски не-детские Финка и Северный Олень.
Всё так, как и должно быть в образцовом спектакле категории 0+.
Правда, есть ещё песни Герды. Вот с их-то незатейливого текста и искреннего исполнения и начинается «попадание» во взрослого зрителя.
Смотришь, слушаешь, и вспоминаешь всех герд и каев за свою жизнь.
Это обязательно было когда-то в первый раз, когда сказка понималась буквально и приключения главных героев держали в цепких когтях своей интриги. Это было и в период, когда так важно ощутить свою взрослость, снисходительно улыбаясь над сказочной историей. Это было и тогда, когда в житейском потоке было состояние «ладно, сказки сказками, но есть дела поважнее». Это было снова, когда твой ребёнок слушал или смотрел «Снежную Королеву», а ты смотрел на него и вспоминал себя. И наконец, теперь, когда такой волшебно недетский голос дёргает тебя за ниточки памяти.
Вообще и в сказке, и в спектакле линия главной героини – опять-таки совсем не детская. Это взросление, столкновение с миром вне бабушкиного дома, становление человека через классические любовь и испытания. Почти в каждой хорошей детской сказке есть что-то подобное, что не даёт её забыть взрослым. И окончательно западает в голову и сердце какой-то один образ, олицетворяющий это явление. С ним сравниваются все остальные, он становится эталонным, очень редко уступая место другому. И он остаётся с тобой, пока вообще работает память.
Вот такие раздумья всколыхнул в необъективном зрителе милый детский спектакль. И удивительным образом эта Герда как-то легко и почти стихийно потеснила всех предыдущих, став, похоже, последней Гердой в жизни.
Алексей Шевцов специально для театра "Сова"