Найти тему
Правмир

Введение. Когда душа врывается в пространство неведомого

Оглавление

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы дает много поводов для размышления и поисков смыслов. С первого взгляда кажется: а что тут вообще может праздноваться? Ну и взбирается маленькая Девочка по ступенькам в храм и что дальше? Конечно, есть богословское обоснование и учение этого праздника: достаточно вслушаться в стихиры праздника и перед нами откроются пласты пониманий.

Но хочется поразмышлять о посыле этого праздника с другой стороны: предложить два взгляда на это событие.

Монашеский постриг

В Державном храме Свято-Елисаветинского монастыря в Минске есть огромная фреска, где крошка Мария по огромным ступеням Иерусалимского храма забирается уверенно вверх, где ее встречает первосвященник Захария, чтобы ввести в святая святых. Эта фреска имеет внушительный размер и занимает всю длину стены от выхода из притвора к алтарной части храма. Как объясняет старший иконописец монастыря, канонически этого изображения не должно быть в этом месте, но в связи с тем, что именно в этом храме происходят постриги сестер, решили изобразить именно этот эпизод.

Ведь Введение во храм Пресвятой Богородицы символизирует монашеский постриг: когда сестра, одетая в одну лишь сорочку - младенец в духе - ползет через весь храм к алтарю, чтобы через таинство пострижения войти в пространство духа, огражденная от всяческих сует, думать и служить одному лишь Богу. Девы, стоящие на пути шествия маленькой Девы Марии, символизирует сестер, накрывающих своими мантиями будущую монахиню, тем самым показывая всем, что отныне эта душа закрыта от мира и принадлежит одному лишь Богу.

Фреска в Державном храме Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Фото: Anna Kudryavtseva/sobory.ru
Фреска в Державном храме Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. Фото: Anna Kudryavtseva/sobory.ru

Праздник неофитства

А еще думается что праздник Введения - это праздник неофитства, когда человеку открывается другой мир, и он забывает все привычное. Это то прекрасное время, когда душа врывается в пространство неведомого и все что вокруг становится настолько не важным, что порой человек совершает поступки, не поддающиеся никакому объяснению и шокирующие наших ближних. Человек находится в режиме полета, и ему кажется, что он уже не живет на земле, и ее законы и обязанности никак его не касаются.

К сожалению, зачастую наши полеты не совсем благоприятно сказываются на наших близких - они ведь все еще на земле, и наши действия не от мира сего воспринимаются ими болезненно. Если человек в храме с детства, то он минует этот период, и для него вход в церковь происходит плавно и постепенно, естественно. Но для большинства этот вход в Церковь, личное «введение во храм» происходит шокирующе, потрясает весь состав жития, человек оказываемся в другом измерении, из всех сил он старается наполнить голодную душу благодатью и познанием истины через чтение и слушание.

Благодаря этому прекрасному периоду мы получаем базу знаний, ведь потом, когда мы опускаемся на землю, начинается период применения этих знаний на деле. Наши близкие узнают в нас прежних Маш и Сереж. Однако эти Маши и Сержи совсем другие – они вернулись со знанием того, что жизнь - это не горизонталь, но и вертикаль – им становится многое понятно. Теперь они не слепые котята ползающие в поисках источника жизни.

Период неофитства у всех продолжается по-разному, но никто его не может миновать, ибо как еще Богу влюбить в Себя, если не ослепить человека благодатью и красотою духовной жизни. Но жить вечно в таком состоянии на земле невозможно – это не ее законы. Поэтому важно с накопленным опытом и воспоминанием вернуться в реальность и жить дальше. Скучание даст возможность искать того блаженного состояния и преодолевать все земные скорби.

Пусть в этот праздник мы вспомним себя детьми-неофитами и с такой же блаженной наивностью устремимся к Богу!

Автор - монахиня Кира (Панкова)

Понравилась статья? Помогите нам, чтобы таких статей было больше.