"Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером. Для меня быть им значило куда больше, чем президентом Соединённых Штатов" (с) Генри Хилл.
Эти слова, сказанные американским гангстером Генри Хиллом, которые процитировали и в фильме «Славные парни» 1990 года, в целом определили мое отношение к гангстерскому жанру в кинематографе. Именно фильмы и сериалы про американскую, ирландскую, итальянскую мафию я могу пересматривать раз за разом и это не может мне надоесть.
С самых первых кадров трейлера нового фильма Мартина Скорсезе «Ирландец», который вышел на Netflix 27 ноября 2019 года, стало очевидно, что эта картина займет почетное место в пантеоне моих кинематографических предпочтений.
Золотой состав актеров, которые вместе и по отдельности множество раз снимались в роли гангстеров, влюбил в себя миллионы киноманов по всему миру. Уже упомянутые «Славные парни», «Путь Карлито», «Лицо со шрамом», «Казино», «Бронкская повесть» - вот те немногие примеры прекрасной актерской игры Джо Пеши, Аль Пачино и Роберта Де Ниро.
Стоит отметить, что в «Ирландце» роли второго и третьего плана сыграли актеры, которые когда-то снимались в «Сопрано», «Подпольной империи» - еще одних гениальных сериалах, которые засматривались до дыр.
«Ирландец» - давний проект мечты Скорсезе и Роберта Де Ниро, снятый по книге Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома: Фрэнк «Ирландец» Ширан и дело о Джимми Хоффе».
Ширан (которого играет Де Ниро) был чиновником профсоюза, который имел тесные связи как с преступной семьей Буфалино, так и с президентом профсоюза Джимми Хоффой (Аль Пачино). Хотя многие элементы истории Ширана были оспорены, его собственные рассказы о том, что он был не только киллером мафии, но и убийцей Джимми Хоффы, чье тело до сих пор не найдено, сделали его предметом художественного интереса Скорсезе. «Ирландец» — амбициозный проект, даже по меркам Скорсезе. Картина длится три с половиной часа, что сначала повергла людей в шок, но потом они опомнились. «Это же Скорсезе, ему можно».
Чем хорош Мартин Скорсезе – он всегда снимает кино, не стараясь никому угодить, снимает в соответствии с внутренними убеждениями. Если бы история Фрэнка Ширена позволяла снять пятичасовой фильм, я полагаю, Скорсезе замахнулся бы и на пять часов. Хотя и в нынешнем виде фильм получился довольно затратным. Бюджет масштабной ленты, действие которой развивается в нескольких временных промежутках, рос в процессе производства, как на дрожжах, премьера постоянно откладывалась по техническим причинам. Продвинутая технология омоложения актеров, дорогие декорации и внушительная производственная команда — справится с такой объемной лентой и уложиться в сроки не удалось даже Скорсезе.
Но сейчас проблемы «Ирландца» позади. Картину показали на Нью-Йоркском кинофестивале, она вышла на Netflix и в целом имеет высокие рейтинги. Надеюсь, что фильм Скорсезе поучаствует и в оскаровской гонке и получит заветную статуэтку в одной из номинаций.
Для молодого поколения имя Джимми Хоффы практические незнакомо. Если бы не «Ирландец», то история Хоффы, Ширена и остальных осталась бы в тени и вряд ли по собственной инициативе мы полезли изучать историю невероятно известного и могущественного политического деятеля США середины XX века.
Хоффа был видным профсоюзным активистом, который заключил первое общенациональное соглашение о ставках водителей в 1964 году. Под его руководством «Teamsters» стал крупнейшим профсоюзом, насчитывавшим более 2 миллиона членов.
Однако Хоффа был не только известным профсоюзным деятелем, но и видной фигурой криминального мира. Хоффа был фигурантом уголовных расследований, но избегал обвинений в течение многих лет.
Лишь когда прокурор Роберт Ф. Кеннеди с его комитетом как следует взялся за Хоффу, последнему было предъявлено обвинение в манипулировании присяжными. В результате Хоффа был приговорен к восьми годам тюремного заключения. Было установлено, что он ненадлежащим образом использовал пенсионный фонд профсоюза, выдавая кредиты ведущим представителям организованной преступности.
Но даже будучи за решеткой, такой человек как Хоффа не отчаялся и наслаждался приготовленным для него мороженным, которое он так любил. К слову вместе с Джимми за решетку попал и и Энтони «Тони Про» Провинциано в исполнении Стивена Грэма (который шикарно сыграл Аль Капоне в «Подпольной империи»). Запомнились слова Хоффы во время их перепалки:
- Я аферист, а ты вымогатель. Ты угрожал людям, а я нет. Поэтому я не потерял свои деньги, попав за решетку.
После такого, он, конечно, получил в челюсть, но сразу видно умного человека, знающего свое дело.
Причастность Ширана — лишь одна из версий случившегося. Как показано в фильме, смерть Хоффы была санкционирована Буфалино, поскольку Джимми «слишком много знал».
У профсоюза были серьезные финансовые связи с преступным синдикатом Буфалино, который возглавлял Рассел. Во время праздничного ужина Рассел велит Ширану поговорить с Хоффой и дать ему понять, что основные преступные кланы недовольны его попытками вернуться к власти. И как бы ни старался персонаж Роберта Де Ниро, Хоффа был непреклонен и отказался повиноваться и отойти от дел, раз за разом повторяя, что «это его профсоюз».
Конец истории предсказуем. Как мы знаем из других фильмов про мафию, с ней бесполезно спорить и тем более противостоять. Отмечу, что в ответственный момент ,когда нажимают на спусковой крючок, никто не размазывает сопли по щекам и не толкает трогательные речи. Как бы не было жалко Хоффу, в конечном счете Фрэнк Ширан — наемный работник, который должен делать, что ему говорят, как было с момента вступления в семью Буфалино.
Не смотря на то, что фильм очень продолжительный, он ощущается неспешным, но никак не затянутым. Скорсезе позволяет себе потратить немного времени на представление персонажей, которые даже слова не говорят в фильме, но нам дают краткую информацию, кого когда и при каких обстоятельствах устранят. Для зрителя может это и не интересно, но в то же время «Ирландец» - большая картина, а эти персонажи – небольшие штрихи, без которых она не будет ощущаться полноценной. Режиссер позволяет себе и крупные планы, замедленную съемку, где считает ее уместной и многозначительные взгляды персонажей друг на друга, которые говорят больше, чем слова.
Никто из мафиози не получил ничего, кроме конспиративного образа жизни без внятного смысла. Их приговор — одиночество. Фрэнку некому рассказывать свои истории, кроме равнодушных медсестер, священников и невидимой аудитории.
Последняя сцена особенно трогательна, когда престарелый Фрэнк остается один в палате после ухода от него священника. Ширан попросил того перед уходом, чтобы святой отец не закрывал до конца дверь в комнату и оставил небольшую щелку. Фрэнк Ширан скончался 14 декабря 2003 года в возрасте 83 лет в доме престарелых недалеко от Филадельфии.
Автор: Александр Юдин
Группа Вконтакте. Подписка на канал в Яндекс.Дзен. Подписка на YouTube канал.Помочь развитию канала