Балтийское море сегодня неспокойно – и речь идет далеко не о погоде. Штормит отношения между Североатлантическим альянсом и Россией, вместо штиля мирного сотрудничества государств по Балтике прокатываются волны скандалов, упреков и угроз.
Западные обозреватели уверяют, что вина за плачевное состояние отношений между Россией и НАТО лежит исключительно на Москве, но почему их риторика напоминает бесконечные поиски соломы в чужом глазу?
Россия «милитаризует» Балтику, Россия «угрожает» балтийской безопасности, Россия якобы готовится к войне – эти мысли все чаще становятся лейтмотивом статей и выступлений, связанных с безопасностью государств Балтийского моря. Красной нитью через них проходят тезисы о том, что отношения между альянсом и Россией находятся в плачевном состоянии, регион стал заложником их конфликта и что вина за это якобы лежит исключительно на Москве. Третья мировая война уже близко – и Москва «намеренно приближает» ее, «играя мускулами» на Балтике и «угрожая» миролюбивым соседям.
Уверенность в правильности такой интерпретации происходящего у части западных экспертов и журналистов настолько тверда, что они совершенно закрывают глаза на все действия НАТО, полагая их обоснованными и необходимыми. Так и Роберт Хеда (Robert Cheda) в статье «Балтийское море в огне» для польского издания Gazeta Finansowa, расписывая, как Кремль угрожает войной в Балтийском море, наделяет альянс поистине безгрешностью. Доводы же, ставящие под сомнение право Запада вести диалог с позиции нравственного превосходства, пропускаются напрочь – а зря.
Опасные маневры
Традиционно «красной тряпкой» и поводом для беспокойства многих польских, эстонских, латышских и литовских изданий становятся военные учения РФ. Вот и господин Хеда в своем материале упомянул российские оперативные учения «Океанский щит – 2019», которые ВМФ и ВКС РФ провели в начале августа 2019 года. Во вполне привычном ключе: такие маневры, стало быть, показывают, что Россия готовится к жесткому противостоянию с государствами НАТО на балтийском направлении, увеличивая там свое военное и политическое присутствие.
Упреки в сторону Москвы звучат довольно странно, если, к примеру, вспомнить учения альянса Northern Coasts-2019, чья легенда была связана с противодействием выходу кораблей российского Балтийского флота в Атлантический океан.
Господин Хеда говорит о них с обезоруживающей прямотой: «По сценарию, это был ответ на попытку захвата предполагаемым противником стратегического острова, которая угрожала свободе судоходства на Балтике. Реакция НАТО выглядит не удивительной, а вполне закономерной. Альянс старается наверстать упущенное в тот период, когда он ошибочно считал основной угрозой безопасности глобальный терроризм, а не Россию». Удивительное простодушие, не правда ли?
Вопрос Калининграда
В последнее время проблема «нейтрализации Калининградской области» обсуждается все чаще – и, что настораживает, все серьезнее. Эксперты рассуждают, как скоро силы альянса смогут нейтрализовать там российскую группировку войск. Все потому, что их заметно нервирует размещение в Калининградской области комплексов «Искандер», в которых могут использоваться ракеты с ядерными боеголовками, и других видов вооружения.
«Вместе со знаменитыми ЗРК С-400 они входят в систему ограничения и воспрещения доступа и маневра. Воздушные, морские и сухопутные силы альянса, спешащие на помощь Польше, Литве, Латвии и Эстонии, окажутся заблокированными, а если будут применены ядерные ракеты, их уничтожат в сотнях километрах от места назначения», – пишет господин Хеда.
Отлично, но почему же войскам НАТО придется спешить на помощь этим странам? Здесь автор статьи явно солидарен с капитаном ВМС США Джерри Хендриксом (Jerry Hendrix), который для журнала National Review прогнозировал, что вторжение России на Балтике – это лишь вопрос времени. Стало быть, вооружения в Калининградской области размещаются для наступления, чтобы поддержать «агрессию» Москвы.
Описываются даже последствия его применения: «удар ракет «Калибр» с моря и комплексов «Искандер» с суши сотрет с лица земли не только сам Гданьск, но и всю береговую инфраструктуру, которую альянс мог бы использовать в войне с Россией на Балтике». Осталось только спросить Россию: а действительно ли она собирается развязывать эту войну?
Наращивание военного потенциала
«Путин играет мускулами на Балтике, которое из моря экономического сотрудничества превращается в военную зону», цитирует журналист немецкий журнал «Фокус». Все действия Москвы рассматриваются как подготовка к войне – и оборудование базы на острове Гогланд, и размещение вооружений в Калининграде, и то, что в «2022 году Балтийский флот получит шесть неатомных очень тихих подводных лодок с крылатыми ракетами «Калибр». «На практике такой подход выливается в милитаризацию Калининградской области и всего западного фланга России», – предупреждает он в публикации.
Доказательств этого неминуемого нашествия мы не видим, зато в Прибалтике альянс уже развернул свои войсковые группы и продолжает наращивать присутствие в регионе. Господин Хеда, ссылаясь на финских и литовских аналитиков, пишет, что эти «существующие батальонные группы, размещенные по принципу 4+4 (четыре подразделения в Польше, Эстонии, Литве и Латвии), нужно довести до бригадного уровня». Неужели лишь Россия «играет мускулами» и провоцирует соседа? Неужели только из-за России море мирного сотрудничества может превратиться в зону конфронтации?
Первостепенная задача военных альянса определяется как deterring Russia – «сдерживание России», но риторика начинает заходить уже дальше, за черту, отделяющую это сдерживание от самой настоящей войны. Делаем из России врага, накапливаем силы – а потом что, превентивно атакуем Калининград «нейтрализации» ради?
Да, сегодня позиции России и НАТО в целом непримиримы и противостояние между ними, вероятно, будет продолжаться еще долго, но такая игра становится действительно опасной.
Словесная бравада дает возможность целевой аудитории возможность почувствовать собственное превосходство над подлым и «агрессивным» противником, но надо помнить, что ни Запад от России, ни Россия от Запада никуда не денутся. Раздувание страхов и фобий ведет к расчеловечиванию и демонизации другой стороны, увеличивая шансы на вспыхивание реального конфликта.
Возлагая вину на Москву, противоположная сторона забывает о своих действиях, которые явно направлены на противостояние, а не сотрудничество. Стоит помнить, что оппонент имеет право на другую точку зрения, какой бы неприятной она ни казалась – если нет цели довести ситуацию до печального финала, конечно. Может быть, стол переговоров является здравой альтернативой гонке вооружений?