Данный материал является переводом интервью Space Marine! And an Interview with a Legend.
Йен Уотсон — легендарный британский писатель-фантаст. Как вам наверняка известно, Йен Уотсон сотрудничал с Games Workshop еще в самом начале ее деятельности, решив, что невероятно эпичные миры Warhammer заслуживают своих собственных романов. Романы Йена, такие как «Инквизиторы космоса», «Драко», «Арлекин» и «Миссия инквизитора», сами по себе отличные истории, также продавались достаточно успешно, чтобы стимулировать начало выпуска книг по этим вселенным. Они радуют нас и сегодня благодаря Black Library, создающей превосходные и разнообразные фантастические истории о наших любимых мирах.
Привет, Йен, и спасибо, что согласились ответить на несколько вопросов. Во-первых, «Инквизиторы космоса» и трилогия Inquisition, начавшаяся с Драко, были первыми «настоящими» романами во вселенной Warhammer 40k. Я знаю, что случилось это не вчера, но скажите, сильно ли Games Workshop навязывало свою позицию в то время, или вам предоставили полную свободу в смысле творческой работы с сеттингом?
Четверть века назад Большой Шишкой [в GW] был Брайан Анселл, управляющий директор / владелец GW, который хотел читать «настоящие» романы «настоящих» романистов, созданные по мотивам его любимого Warhammer. В качестве посредника Брайан нанял Дэвида Прингла, редактора ведущего британского НФ-журнала Interzone, руководившего из Брайтона книжным отделом GW.
Дэвид, в свою очередь, набрал полдюжины авторов, которые регулярно писали рассказы в Interzone, но от вселенной Warhammer 40к они держались подальше. Поэтому мне пришлось читать «Вольного торговца» и многие другие энциклопедические публикации, которые штаб-квартира в Ноттингеме отправила мне, в том числе распечатки незавершенных работ, таких как руководство по Некромунде, и многое другое. Брайан Анселл прислал мне довольно длинное письмо, любовно и подробно описав звуки, которые должно издавать оружие 40К. Так он готовил меня к созданию боевыx сцен.
Насколько я помню (но учтите, я не ручаюсь за свою память!), мне вообще не давали никаких инструкций относительно сюжета или персонажей, и я просто придумал историю в тех рамках, которые я знал о вселенной 40К. Я совершил тур по вселенной 40K, но через несколько лет геймдизайнеры GW решили, что они не одобряют такой широкий подход, предпочитая ему романы с единством места и действия, рассказывающие о событиях на одной конкретной планете. (Конечно, они больше совместимы с играми.)
Вы напомнили мне, что в определенный период эти книги не признавали ни Games Workshop, ни Black Library. Вас радует, что они снова доступны для покупки через Black Library, учитывая, что многие люди именно с них начали знакомство с художественной литературой по Warhammer?
Возможно, это единственный случай того, как проверенные «нормселлеры» (из скромности не скажу «бестселлеры») саботирует иx собственный издатель. (На самом деле, наверное, не единственный!) Вот пример: (и я наливаю еще один бокал красного вина, чтобы развязать язык)… Выбранный GW издатель Boxtree отважно решился выпустить моего «Арлекина» (т.е. «Драко» №2) как первую красивую, хотя и несколько дорогую книгу в большой твердом переплете «коллекционного издания», и отправил пару сотен экземпляров на Игровой день в Бирмингеме, куда мне предстояло явиться для автографов. Когда я прибыл в Бирмингем, мистер Икс из GW, поxоже, удивился этой инициативе с твердым переплетом.
Несмотря на цену (15,99 фунта в 1994 году) продажи вышли шикарными. Через два часа г-н Икс пришел ко мне, и я с восxищением сообщил: «Всё разобрали!» Я думал, г-н Икс обрадуется, но он произнёс только: «О, правда?». И поспешил прочь. На следующий день GW запретил выставлять «Арлекина» во всех магазинах Games Workshop по всей Великобритании под предлогом того, что книга слишком велика для их полок. Вскоре я понял, что роман воспринимают как конкурента для картонных коробок, в которых есть несколько кусочков пластика (то есть игр), с ценником около 30 фунтов. То есть прибыль от них намного выше.
Несколько дней спустя В.Х. Смит запретил книги GW на полках в любых городах, где уже имелась лавочка Games Workshop. Теперь перед моими книгами поставили двойной шлагбаум – в магазинах, где их уже запретили по другой причине!
Ладно, «Черная библиотека» все же пыталась поддержать меня, xотя разработчики игр не любили мои книги из-за того, что они получились слишком всеобъемлющими. Кроме того, через несколько лет романы уже не отражали точно мир 40К, который дизайнеры постоянно изменяли. Так или иначе, трилогия «Война инквизиции» все же появилась, и «Инквизиторам космоса» наконец-то разрешили вернуться в качестве дорогостоящего продукта для печати по запросу, который никогда не будет продаваться в магазинах, а только через веб-сайт GW. К тому времени, когда это произошло, рваные копии оригинальной книги «Инквизиторы космоса» в мягкой обложке иногда уходили на eBay за сотню фунтов. Может, это и лестно для автора, но явно разочаровывает в финансовом отношении. Лучше 7,5% роялти от 5 фунтов, чем ноль роялти от 100 фунтов…
Кажется, что некоторые отрывки книг, в частности «Инквизиторы космоса», были написаны намеренно насмешливо — это умышленно с вашей стороны, или просто как-то это получилось? Только не держите язык за зубами…)
«Язык за зубами»? Могучий подвижный речевой орган за стенкой из сменных эмалевых образований? Просите меня поработать языком? Это провокация, сэр?
Хорошо, кое-какой подтекст возник у меня в воображении сам по себе (честное скаутское!), когда я писал «Инквизиторов космоса». Романам нужны персонажи, наделенные какой-то индивидуальностью. Как наполнить миниатюру Citadel, идентичную сотне других, индивидуальностью? Трудно! Вероятно, космодесантники в «реальности» биологически нейтральны. На самом деле, я не могу вспомнить, и я понятия не имею, изучалась ли эта тема в других местах и временах. Но, воображая жизнь в монастыре, я не могу не представить, что возникают определенные побуждения, даже если либидо куда-то сублимируется, как выразился бы Фрейд. И это если предположить, что «морячки» вообще сохраняют какое-либо либидо после их напряженного телесного перерождения в сверхчеловеков.
Штаб-квартира GW в Ноттингеме действительно заявила, что мне нужно будет переписать «сомнительные» отрывки «Инквизиторов космоса», но в тот самый момент GW Books в Брайтоне прекратили работу, и прошло целых 9 месяцев, пока штаб-квартира GW соединилась с медиа-упаковщиком Boxtree, базирующимся в Лондоне, и заключила с ним контракт на выпуск худлита BL.
Тем временем в Ноттингеме забыли о том, что мне нужно переработать фрагменты «Инквизиторов», а я не видел причин напоминать кому-либо, поскольку эти кусочки мне особенно нравились. Следовательно, Boxtree опубликовал «Инквизиторов космоса» в том самом виде, как получили их из Ноттингема, без изменений. Следовательно, книга разошлась полным тиражом, но затем её десять лет «держали на морозе», а не перепечатывали. Благодаря моим регулярным юмористическим намекам, «Черная библиотека» наконец-то выпустила издание с печатью по запросу, с внушительным ценником, не предназначенное для продажи в каких-либо магазинах GW. Ведь там оно может совратить молодёжь (или полки окажутся неподходящего размера).