Найти тему

Новые полномочия ФАС: спонтанные проверки, выемка документов и другое

Правительство России 29 ноября 2019 года внесло законопроект, которым предусмотрен более эффективный инструментарий для антимонопольщиков (номер проекта – 848392-7). Изменения предложены Федеральной антимонопольной службой для закона «О защите конкуренции».

Зачем нужны поправки?

ФАС приводит статистику рассмотрения дел об ограничении конкуренции. В частности, в первой половине текущего года рассмотрено 372 дела. При этом в 86 случаях дела прекращены, в 254 – обжалованы в суде.

Тем не менее, ущерб от антиконкурентных соглашений оценивается в 1,5-2% от годового ВВП. Серьезное негативное влияние можно увидеть и в повышении бюджетных трат на проведение торгов – ведь реальная конкуренция в таких случаях не представлена.

ФАС полагает, что именно отсутствие у ведомства достаточных полномочий и механизма сбора доказательств приводит к отмене и прекращению многих дел. Это особенно актуально в условиях развития информационных технологий.

Что предлагается?

Законопроект содержит следующие новеллы:

  • в отношении картельных дел антимонопольщики смогут делать выемку документов, предметов. Также можно будет получить объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта;
  • правоохранительные органы получат право передавать антимонопольщикам информацию, которая была собрана ими при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • в отношении антиконкурентных соглашений антимонопольные органы смогут получать персональные данные и сведения об абонентах услуг связи. Указано, что при этом ведомство не посягает на тайну связи;
  • увеличивается срок давности для рассмотрения дел в сфере антимонопольных нарушений: в разных случаях - до 4 либо до 6 лет;
  • устанавливается запрет на информирование субъекта о внеплановых проверках по делам об антиконкурентных соглашениях;
  • появляются меры по информированию участников правоотношений об ответственности. К таким относится размещение предупреждений в единой информационной системе;
  • планируется создание реестра участников антиконкурентных соглашений;
  • более четко регулируются положения освобождения от ответственности, условия соглашений о сотрудничестве с антимонопольными органами.