Найти в Дзене
casper casperr

ДОРОГАМИ РУССКОЙ СЛАВЫ

ДОРОГАМИ РУССКОЙ СЛАВЫ

КАЗАКИ ИЗДРЕВЛЕ ИСПОВЕДОВАЛИ

ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ

События, непосредственно предшествующие Куликовской битве, начали развиваться на воронежской земле, а точнее на левом берегу Воронеж. Именно отсюда, от русских сторож московскому князю Дмитрию пришло известие о приходе войска Мамая.

Издревле данное место именовалось Червлёным Яром. По сведениям воронежских историков область Червленого Яра занимала пространство между реками Воронежем и Хопром, а если мерить с севера на юг – от реки Цны до нынешней станицы Вешенской.

Давно установлено, что восточно-славянские поселения появились здесь еще в УШ-1Х вв., а затем в связи с экспансией кочевников часть населения была вынуждена уйти. Однако довольно скоро в Х-Х1 веках сюда снова явились русские переселенцы. Они оказались вне власти какого-либо княжества и именно здесь, на маловедомой окраине тогдашней Руси начало складываться средневековое казачество. Вторжение на Русь войск хана Батыя пришлось на период междоусобия в русских землях и сопротивление захватчикам каждое княжество вело в одиночку. На этот период, по данным археологии, из 74 городов, существовавших на Руси в ХШ веке, 49 было разрушено. Недавние раскопки в Пензенской области показали, насколько ожесточенной была эта война. Войско хана Батыя, подойдя к переправе через реку Сура, полностью уничтожило защитников древнерусской пограничной крепости (Золотаревское городище). Крепость имела важное стратегическое значение, находясь на торговом пути из Булгара в Киев, обойти ее было невозможно, справа и слева были непроходимые болота, и воевода решил оборонять город до последнего. Наступала зима и река Сура, покрывшись тонким льдом, могла стать непреодолимым препятствием на пути войск Батыя к Рязани. Завоеватели настолько спешили, что оставили тысячи не погребенных тел защитников при оружии и доспехах, а сам город практически не разграбленным. Город не был восстановлен, люди сторонились этих мест, назвав урочище Кудеяровым оврагом. Войска татаро-монголов разорили северные города Руси, а крепости на междуречье Воронежа и Дона от нашествия не пострадали. Тем не менее, русское население их оставило и сместилось вниз по Дону. Поселения того периода в подавляющем большинстве – неукрепленные села, сокрытые от случайных нападений в устьях оврагов, на дюнах и террасах. Видимо пример разоренных татарами городов на севере Руси заставил южнорусское население рассредоточиться на относительно безопасных просторах Червленого Яра.

По утверждению казачьего историка А.А. Гордеева в составе Золотой Орды казаки занимали более привилегированное положение, чем жители непосредственно русских княжеств. Они пользовались не только автономией во внутренней жизни, но и за службу получали жалование недостающими предметами питания и вооружения. Несомненно, казачьи войска использовались в ордынских походах на страны Восточной Европы. В обычной жизни казачье население осуществляло охрану переправ и справляло воинскую службу. Поскольку казаки издревле исповедовали Православную веру и не теряли свое этническое единство с русским народом, земли Червленого Яра находились под церковной юрисдикцией Рязанской епархии.

ПРАВЕДНЫЙ ПОДВИГ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

То ли по Божьему промыслу, то ли по счастливой случайности Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года – в день Рождества Пресвятой Богородицы, культ которой как заступницы Русской земли был непререкаем. Переворот произошел в сознании народа, который уверился в правоте своих действий и изменил характер отношения к Орде. Осознание этого помогло выдержать все испытания и стало залогом грядущей победы над Ордой.

19 мая 1389 года, на рассвете, в окружении жены, детей и многочисленных соратников скончался великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович, по народному прозвищу Донской, внук Ивана Калиты, правнук Даниила Московского, праправнук самого Александра Невского. Отец восьмерых сыновей и четырех дочерей, он умер совсем ещё молодым – тридцати девяти лет от роду.

Дмитрий Иоаннович мужественно сражался на Куликовом поле в передовом полку, в одежде простого ратника. После битвы, уже в сгустившихся сумерках, его отыщут среди убитых и истекающих кровью, глухо стонущих воинов. Князь пребывал в бессознательном состоянии, когда приближенные пытались помочь ему прийти в себя. Когда он очнулся, с него с трудом сняли проломленные, пробитые и помятые во многих местах доспехи. К великой радости княжеского окружения, смертельных ран на крепко сложенном его теле не оказалось. Но, похоже, именно с того дня Дмитрий Иванович почувствовал недомогание.

После битвы в Москву, если верить летописным источникам, он возвращается не сразу, задержавшись в Коломне на четыре дня, чтобы хоть немного восстановить силы после столь мощного нравственного и физического потрясения, полученного в сентябре 1380 года на поле брани между Доном и Непрядвой. Но, похоже, что окончательно оправиться от него, он так и не смог. Через девять лет великий князь преставился.

Дмитрий Донской был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницей его отца, дела и прадеда. По преданию, на отпевании князя среди многочисленного духовенства находился преподобный Сергий Радонежский, не раз приходивший ему на помощь и молитвенным словом и поддержкой в судьбоносных деяниях Дмитрия. Старец великого князя Сергий Радонежский не только выступил главным свидетелем при составлении духовного завещания Дмитрия Донского, но и преподал последнему все необходимые ему христианские таинства.

Праведный подвиг князя не был забыт православным верующим народом, который видел в облике князя пример святой и спасительной любви к ближним и Отечеству. Особым знаком произволения господня стало почитание его как святого, избранника Божия.

Сегодня лишь некоторые авторы –исследователи Куликовской битвы, участвующие в данной научно-просветительской конференции, образно говоря, является потомками славного защитника земли Русской, основателя Николо-Угрешского монастыря. Мы, жители города Дзержинского - города трудовой доблести и славы, возникшего возле древних монастырских стен (следует добавить еще истории и нашей родословной), преклоняемся перед светлой памятью Дмитрия Донского и перед его деяниями.

С Куликовской битвой 1380 года у русского народа связано несколько памятных мест, и одно из них – главная площадь Московского Кремля, называемая Соборной. Отсюда двинулось на битву войско великого князя Дмитрия. Сюда же оно, сильно поредевшее, но осиянное победой, вернулось под ликующие возгласы и причитания народа.

С южной стороны площади стоит белокаменный Архангельский собор, возведенный Калитой в 1333 году во избавление Москвы и всей Руси от страшного голода 1332 года.

В августе 1450 года разразившаяся буря сломила крест на его главе.

После того, как Иван Калита завещал похоронить себя в нем, храм стал усыпальницей великих московских князей, а затем и царей.

У отцовских гробов дети целовали крест, чтобы «быти за один до живота, брата своего старейшего имети и чтити во отцево место». Великий князь Дмитрий тоже был здесь перед уходом на Куликовскую битву, сюда же он зашел в первую очередь после принесшего ему славу похода.

ВИДЕНИЕ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

Дойдя до Москвы-реки, войско Дмитрия Донского двигалось по ее левобережью. В районе Братеево-Капотня существовал вплоть до Х1Х века конный брод и Красный луг, что напротив села Беседы. Оставив часть войска, великий князь пошел к древней Угрешской переправе, в свой великокняжеский монастырь, где были разбиты шатры.

История Куликовской битвы и Николо-Угрешского монастыря свидетельствует о том, что великий князь Дмитрий Иоаннович со своим войском остановился в 15 верстах от стольного града на берегу Москвы-реки, где пред ним возникло видение. Здесь же у сосны и произошло «Чудесное явление Николы» - житийной иконы Николы Чудотворца Х1У века, хранящейся доныне в Государственной Третьяковской галерее.

Легенда гласит, что терзаемому сомнениями об исходе войны князю явилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Она была взята князем в поход.

Итак, нам, живущим, в начале третьего тысячелетия интересно будет знать, какими дорогами отправилось к месту сражения с разношерстной ордой Мамая войско Дмитрия Донского.

Не подвергая анализу ошибки других историков, назовем правильные маршруты движения от Москвы отрядов, позволяющие подтвердить предание о движении войска Дмитрия Донского через подмосковные пределы, вошедшие в историю под названием Угрешской земли. (Возможно, здание, в котором проходит наша конференция, стоит на том самом месте, где гарцевал один из конных отрядов войска Дмитрия и проходили пешие ратники княжеского ополчения). Именно здесь пролегала так называемая Брашевская дорога. Ее маршрут совпадает с Рязанским шоссе: через Выхино, Люберцы (с возможным ответвлением по Гжельской дороге к древнему Брашевскому стану, в районе реки Нерской) к Боровскому Красному перевозу. По ней шел отряд брата Дмитрия Донского – Владимира Андреевича.

Маршрут другой - Болвановской дороги – совпадал с маршрутом Старой Коломенской дороги, шедшей к Угреше, но в районе Котельников дорога ответвлялась и брала направление к деревням Токарево, Воронкиновой, располагавшихся по соседству с Болвановской дорогой. А заканчивалась она в районе Мячково-Тураево, т. е. совпадала со старой Мячковской дорогой, по которой в Москву доставляли строительный, белый камень.

Основные силы русских войск прибыли в Коломну, что примерно в 100 км от Угреши, на сборный пункт 26 августа 1380 года. По утверждению военных историков среднесуточная скорость перехода составляла 30 километров. На переправу войск Дмитрия Донского, погрузку и отправку судов с военным снаряжением в Коломну от пристани в Угреше потребовалось трое суток. Это время было необходимо для отдыха русской коннице, пришедшей из северных княжеств. На лугах возле Острова кони паслись и набирались сил перед предстоящим двухнедельным походом на Куликово поле. В этом отношении это место было уникальным и им постоянно пользовалась татарская конница во время набегов на Москву.

ЛЕГЕНДА, ПЕРЕЖИВШАЯ СТОЛЕТИЯ

На обратном пути после Куликовской битвы и славной победы над врагом князь снова пришел на это место и повелел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и устроить иноческую обитель.

Эту прекрасную легенду в городе и его окрестностях, относящихся к Люберецкому региону, знает каждый житель – от мала до велика. Но мало кому известна хотя бы приблизительная дата, не говоря уже о точной, возведения первого храма-памятника в честь Куликовской битвы. До последнего времени даже исследователи старины считали, что храм этот был деревянным, а каменный появился только в ХУ1 или ХУ11 веках, пока в фондах отдела Архитектурной графики Государственного Исторического музея не был случайно обнаружен чертеж Никольского собора, датированный 1841 годом, который подтверждал более древнее происхождение храма. Он был построен по той же композиционной схеме, что и Успенский собор в Звенигороде (1399 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422-1423 гг.).

Эти документальные свидетельства приводят к мысли о том, что князь Дмитрий Донской заложил изначально не деревянный, а каменный храм. Это косвенно подтверждают и другие памятники в честь победы на Куликовом поле, воздвигнутые в те времена и исполненные в камне. Специалисты, проводившие в Николо-Угрешском монастыре археологическую разведку на небольшом участке возле Никольского собора, также засвидетельствовали наличие очень архаичной кладки из белого камня, что укрепило предположение о его постройке в 1380-1381 годах.

В отечественной истории оставил след зимний день 1848 года, когда из Петербурга санный поезд доставил на Куликово поле чугунные детали памятника Дмитрию Донскому. Соединенные затем вместе они и составили тот самый златоглавый маяк на Красном холме, отлитый по проекту архитектора А. Брюллова, брата знаменитого живописца. А у подножия холма, ближе к дороге, встал храм Сергия Радонежского…

Храм прост и торжествен, со всеми пристройками, башенками, издали напоминающими шлемы боевой дружины великого князя Дмитрия, поднявшейся на этот холм, да так и застывшей в камне на века над российскими просторами.

Действительно, сколько всего написано за прошедшие века о Куликовской битве, а загадок и тайн Куликова поля не становится меньше.

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ КУЛИКОВА ПОЛЯ

В «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», во многих летописных источниках, в исследованиях отечественных историков Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева Куликовская битва, отвага, тактическая зрелость великого князя почти канонизированы, А по сути, до нас дошли события тех лет лишь в пересказе очевидцев из окружения Дмитрия Донского.

Одна из загадок – масштабность Куликовской битвы, которую современники называли самой массовой и кровопролитной. Новейшие археологические исследования показали, что в предполагаемом месте сражения просто не могло разместиться от ста до трехсот тысяч с каждой стороны, как сообщают летописи. По двадцать-тридцать – это более реально. Но таких битв в ту пору было немало. Взять хотя бы происшедшую двумя годами ранее битву на реке Вожже, когда князь Дмитрий открыто выйдя из повиновения Орде, дал яростный отпор врагу и добился убедительной победы. А до него били татар и восставшие тверичи в 1327 году, ещё ранее – суздальцы… Могут возразить – те победы не были решающими, сменились поражениями. Так ведь и разгром Мамая на Куликовом поле не предотвратил сожжения Москвы, а лишь отсрочил его на два года, когда двинулся на Русь хан Тохтамыш…

Тайной остается для нас и поведение союзников татар. Как объяснить, например, двойственную позицию Олега Рязанского? Он раньше не раз помогал Мамаю, содействовал и походу Тохтамыша на Москву в 1382 году. Почему же перед Куликовской битвой Олег фактически выдал планы Мамая князю Дмитрию?

Мы не располагаем достаточными сведениями, первоисточниками и о том, что происходило в литовском войске великого князя Ягайлы, бывшего совсем рядом и в момент жестокой сечи русичей с золотоордынцами и даже тогда, когда, понеся страшные потери, полки Дмитрия возвращались домой и могли стать легкой добычей.

Мы не знаем, что происходило и в стане опытного стратега Мамая. Как вообще он мог так легко поддаться на довольно простую уловку с засадным полком русских?

Предание «широкой гласности» событий Куликовской битвы объясняется тем, что она стала кульминацией массового религиозно-патриотического движения, охватившего Северо-Восточную Русь. Это движение было направлено на освобождение от ордынского ига и становление на древнерусской основе нового этноса великороссов. Как бы там ни было, хрупкие пергаменты древних летописей хранят ещё немало загадочного и удивительного.

С 1357 года в истории русско-ордынских отношений начинаются непрерывные дворцовые перевороты, многочисленные смуты, закончившиеся разделением этого царства. А Московское княжество наоборот, преодолевая внутренние распри, постепенно становится центром кристаллизации нового русского государства. Количество татарских набегов значительно снижается и размер выплачиваемой дани становится меньше. А вскоре многие русские князья вообще перестали считаться с мнением Орды. Однако, при узурпации власти в части Золотой Орды (Синяя Орда) темником Мамаем над всей Русью возникла угроза полного завоевания иноземцами и отказа от Православной веры. Русскому народу предстояло превратиться в этническую химеру, разделенную между католиками и мусульманами.

Войско Мамая, состоящее из крымско-кавказских головорезов, генуэзских рыцарей и прочего, зачастую вообще никакого отечества и веры не имеющего сброда, щедро субсидируемого генуэзскими и венецианскими купцами, имело цель вообще добить непокорные русские княжества и само по себе представляло немалую силу.

Кроме того, военно-политический союз Мамая с Литвой и Рязанью вообще делал положение Дмитрия и союзников безнадежным. Многие русские князья вообще предпочли отсидеться у себя в вотчинах, игнорируя угрозу окончательного порабощения. То, что не поняли князья, поняли казаки Червленого Яра.

К московскому князю явились с войсками донские атаманы, о которых предание сообщает: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимый казаци в радости встречаша великого князя Димитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляющее ему дары от своих сокровищ, имеху у себя Чудотворные иконы в церквях своих». Донская икона Божией Матери, согласно преданию, была принесена донскими казаками на Куликовскую битву.

После Куликовской битвы казаки передали икону великому князю Дмитрию Ивановичу, который поместил ее в Благовещенский собор. Неожиданное для всех появление хорошо обученной казачьей конницы не позволило литовским войскам соединиться с Мамаем, а смелый рейд засадного полка, в составе которого, несомненно, были казаки, решил исход всей битвы.

ШКОЛА РУССКОГО ГЕРОИЗМА

Победа Московского князя Дмитрия Ивановича в Куликовской битве имела величайшее значение не только для укрепления личной власти и авторитета князя, прозванного после битвы Донским, но и для Руси в целом. Поражение Мамая не получило признания в Орде и, более того, стало фактором укрепления в Сарае законного правителя Тохтамыша, правившего почти 15 лет после событий на Куликовом поле – с 1380 по 1395 год. Москва и Русь в 1382 году не смогли оказать сопротивления ханскому войску. Но победа в Куликовской битве надолго запечатлелась в исторической памяти русского народа как ключевое, поворотное событие.

Помимо отваги, решимости, крепости духа в Дмитрии Ивановиче проявились и другие примечательные особенности – сметливость, изобретательность, новаторская устремленность. Великий князь Московский явился создателем русской артиллерии. При нем на Руси получило широкое распространение строительства инженерно-фортификационных сооружений. Уже в начале своей государственной деятельности Дмитрий Донской понял, какое огромное стратегическое значение имеет Москва как центр, вокруг которого должны собираться силы Руси для борьбы с татарами. Учитывая это, он прилагал все усилия, чтобы сделать Москву неприступной для врага. Московский Кремль, построенный под личным наблюдением самого князя, стал настоящей непреодолимой крепостью, гордостью русского народа.

Отличительной особенностью полководческого искусства Дмитрия Донского является, прежде всего, то, что на первый план он выдвигал уничтожение живой силы врага. Вот почему тактика Дмитрия носила активный, наступательный характер. Ещё полнее тактическое искусство Дмитрия Донского выразилось в использовании им резерва. На Куликовом поле он, наряду с частным резервом, вывел в общий резерв наиболее боеспособные дружины, удар которых и решил исход сражения. Захват инициативы и решительный образ действий в тактике Дмитрия сочетались с предусмотрительностью и разумной осторожностью. Предпринимая марш к Дону, Дмитрий выделил отряды для охранения войск на марше, создал особую группу проводников, а переправы через Дон обеспечил особыми «сторожами». Быстрое наведение переправы через Дон свидетельствует о высоком уровне военно-инженерного искусства в войске Дмитрия и о том большом значении, которое он сам ему придавал.

6-7 сентября по наведенным мостам была осуществлена переправа войск через Дон, после чего их разобрали. Как говорится, отступать было некуда.

8 сентября, как только рассеялся туман, русские полки построились и двинулись вперед к высотам. Увидев это, татарские войска также выступили вперед и остановились. Стена стала перед стеной. Построение было настолько плотным и тесным, что воины, стоящие в задних шеренгах, вынуждены были класть свои длинные копья на плечи впереди стоящих.

Перед боем Дмитрий Донской скакал между своими полками и отдавал последние приказания. Чтобы ввести в заблуждение врага, он часто пересаживался с одного коня на другого и, обращаясь к дружинникам, призывал «идти на подвиг за православную веру и за братьев наших».

Всем нам известно о состоявшемся перед началом боя поединке. Из татарского полка выехал богатырь Темир Мурза – «огромный, широкий в плечах… и был так ужасен, что никто не смел против него выйти… и никто не шел».

И тогда инок Сергея Радонежского – Александр Пересвет выехал из русских рядов. Поединок для обеих сторон закончился печально, «ударились они крепко, так громко и сильно, что земля содрогнулась, а оба они замертво упали на землю». И началась крепкая и злая сеча. С обеих сторон пало множество воинов. Переодетый в простые доспехи великий князь несколько раз был сбит с коня… «Татарове же… - пишет автор «Повести о Куликовской битве», - великий стяг великого князя подсекоша, и наперсника его любимого Михаила Андреевича Бренка убиша…»

Переломный момент в битве наступил, когда на татар обрушился резервный полк Владимира Андреевича, укрывавшегося с утра в дубовой роще. Татары дрогнули, не ожидая такого натиска и удара, и бежали кто куда.

Как писал выдающийся русский философ Иван Ильин – героическое прошлое и слава предков играют первостепенную роль в формировании русской национальной идеи. Таким героическим примером может служить битва на Куликовом поле.. Историк Василий Ключевский прозорливо назвал подвиг русского народа на Куликовом поле вздохом самоуважения русского народа, демонстрацией несмирения с рабством, веры в себя, проявлением веры. Такие чувства питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга.

К великой радости воинов после битвы Дмитрия Донского нашли под деревом в помятых и изрубленных доспехах, но едва живым. Восемь дней шли похороны героев битвы. В летописях отмечены лишь имена полководцев и прославленных богатырей – князей Ф.Р. Белозерского и его сына Ивана, Федора Торусского, Мстислава и его брата Дмитрия монастырева и многих других. Плечом к плечу – отец, сын и брат – вот она школа русского героизма! И особое место в этом ряду занимает подвиг Михаила Андреевича Бренка, похороненного в Николо-Угрешском монастыре. Могила Александра Пересвета находится в Симоновом монастыре. Восемь дней шли похороны героев битвы. По указанию великого князя тела «нарочитых людей» было велено везти в колодах к Москве. Их с почетом похоронили во многих крупных монастырях.

Однако в 1382 году, через два года после Куликовской битвы, Тохтамыш, ставший единовластным ханом Золотой Орды, совершил карательный рейд и сжег Москву. Успех его объясняют тем, что он двинул в набег «изгоном», т.е на рысях, и без обоза, как это стали практиковать в дальнейшем ханя. Но власть Орды уже ослабла, и уже в 1400 году войска рязанского князя Олега у Червленого Яра разбивают ордынское войско Манат султана, а в 1444 году, казаки рязанские почти поголовно истребляют войско царевича Мустафы, грабившего окрестности самой Рязани. Далее служилые казаки в составе русских войск, ведут сторожевую службу на засечных чертах, берут турецкий Азов, держат рубежи России на Кубанской и Терско-Кумской сторожевых линиях.

Казаки Ермака завоевывают для России Сибирское ханство. Казачьи дружины идут и далее на восток, вширь и вглубь расширяя рубежи России.

Подводя итог, можно сделать вывод: что после Куликовской битвы казаки и другие доблестные сословия прошли путь от Тихого Дона до Тихого океана. Историк Ключевский заключил: «Россия родилась на Куликовом поле, и действительно, до битвы

Были: московиты, тверичи, рязанцы, казаки, а на Куликово поле пришли Русские. Именно с этой битвы можно считать службу казачьей вольницы интересам Русского государства, защиты его рубежей от грабительских набегов. Куликовская битва стала синонимом героизма, мужества, стойкости и самопожертвования».

И спустя шестьсот сорок лет это сражение продолжает волновать умы наших современников. Куликовская битва относится к символическим событиям русской истории, так ярко и прочно вошла не только в наше прошлое, но и в настоящее. И ныне является предметом самых ожесточенных споров различных историков, в том числе и исследователей вопросов казачества.

«Куликовская битва принадлежит, - писал поэт Александр Блок в 1912 году, - к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди».

В.П. Аушев, историк, писатель-исследователь, член Правления ОЖК.