Найти тему
History of Germany

Командир немецкого танка "Пантера" часто шел в бой не закрывая люк.

Немецкий танкист Отто Кариус удивлялся, почему во время ночной атаки советских танков Т-34 на деревню, люки машин были задраены, хотя гораздо правильнее было бы командиру танка вести наблюдение за полем боя, открыв люк. Большое сомнение вызывает то, что это писал именно он. Ведь не мог опытный немецкий танкист не знать, что в то время на Т-34 командир танка был еще и наводчиком.

В танке "Пантера", с этим было все в порядке. Наводчик занимался своей прямой обязанностью, командир своей, то есть командовал танком. Пантера имела самый плохой обзор среди немецких танков. Круговой обзор имел только командир машины. У наводчика и заряжающего приборов наблюдения кругового обзора не было. Наводчик за полем боя мог наблюдать только в телескопический прицел, а заряжающий имел один перископический прибор наблюдения, который был неподвижно установлен на крыше башни, и повернут в сторону, хотя наводчик сидел лицом вперед. И то, в первых модификациях танков, этого прибора не было.

Для улучшения обзора, башня танка была оборудована командирской башенкой. В ней было установлено семь перископических приборов для кругового обзора.

Но кроме этого была еще одна особенность этой башенки. Крышка люка командира была не откидывающейся как это было на большинстве танков, а приподнимающейся специальным механизмом и отодвигающейся в сторону.

-2

Для наблюдения за полем боя можно было немного приподнять крышку люка и вести наблюдение.

-3

В этом случае значительно улучшалась обзорность за полем боя с места командира танка. При этом, командир был достаточно хорошо защищен от пуль и осколков. Ведь известно, что многие командиры боевых машины получали ранения в голову во время того, как они выглянув из люка, вели наблюдение. Это было очень удобно в плане защищенности командира.

-4

Как же был устроен механизм открытия-закрытия люка командира? Для того, чтобы открыть или закрыть люк применялся подъемно-поворотный винтовой механизм. Сначала люк приподнимался, а потом сдвигался в сторону. Этот механизм представлял из себя стакан, внутри которого был шток, соединенный с винтом подъема крышки на котором была нанесена резьба.

-5

Вращая винт рукояткой в ту или иную сторону, удавалось поднимать или опускать крышку люка, а при помощи специальной рукоятки сдвигать ее в ту или иную сторону. Для того, чтобы для экстренной эвакуации командира открыть люк, необходимо было затратить определенное количество времени.

Ведущий передачи "В командирской рубке", Николас Моран провел эксперимент, сколько же времени необходимо для этого. Рукоятку он крутил обоими руками. Для того, чтобы полностью открыть люк , он затратил почти 13 секунд!

-6

И это в то время, когда цена каждой секунды-это жизнь. К тому же, в этот люк происходила эвакуация наводчика, который сидел впереди командира танка. В крышке башни больше не было люков. Заряжающий имел люк в корме башни.

-7

Конечно, при определенной сноровке, командир мог выбраться и через люк заряжающего. Но покидать башню через один люк трем членам экипажа, это не очень удобно. А если командир получал ранения, для выбраться из танка наводчику, было проблемой.

В связи с этим, вспоминаются рассказы наших танкистов, командиров машин, воевавших на Т-34. Многие из них не закрывали крышку люка на защелку. Они привязывали один конец брючного ремня к защелке люка, а другой конец обматывали вокруг крюка, удерживающего снаряды в башне. Теперь, чтобы открыть люк, достаточно было толкнуть крышку головой. На это уходило не больше секунда.

Кстати, на "Пантерах" первых выпусках, люки механика-водителя и стрелка-радиста тоже были оснащены подъемно-поворотным механизмом. Во время боя, механизм открывания люка часто получал повреждения и заклинивал, что стало причиной гибели многих водителей и стрелков. В последующем на "Пантерах", серии G эти люки стали делать откидывающимися на петлях.

-8

Теперь становится понятно, почему командиры "Пантер" закрывали свои люки только в экстренных ситуациях. Тринадцать секунд для того, чтобы открыть люк для того, чтобы выбраться из танка, это слишком долго.

Кстати на многих наших танках: Т-72, Т-64 и других, люк механика водителя открывается подобным образом. Он так же был оснащен поворотно-откидным механизмом.