Едем в следующую деревеньку Горномарийского района Республики Марий Эл – Чаломкино.
Проехав мост через речку Малую Юнгу, мы заезжаем за поворот с указателем, в этом месте находится краеведческий музей имени Никона Игнатьева.
Игнатьев – это классик литературы горного народа мари. И в честь его 100 –летнего юбилея открыли музей в деревне Чаломкино.
В краеведческий музей нам попасть не удалось так как его похоже закрыли раньше времени. Хотя по расписанию он должен работать. Ну да ладно. В следующий раз побываем.
А побывать здесь нужно обязательно. Музей этот хранит почти 5 тысяч экспонатов. Собраны коллекции предметов быта народов мари, различная посуда, ткацкие станки, украшения, одежда. В одном из залов хранятся части древнейших животных, бивни мамонтов. Их нашли в Республике Марий Эл, в Горномарийском районе.
Походили по территории, посмотрели, как здесь красиво и ухожено. На пьедестале установлен бюст Никона, обращенный в сторону родной деревни. Вокруг растут цветы. А пройдя далее, находится аллея из кленов, под которыми расстилается зеленая трава, на которую сквозь кроны деревьев пробиваются солнечные лучи.
В деревню ведут железные ворота, которые если откроешь нужно обязательно закрыть. Так здесь заведено.
История деревни богатая и вот так все сразу не расскажешь. В одну статью не уложиться. Поэтому в самые дебри лезть не буду, а напишу все вкратце.
Еще в XIX веке деревня именовалась не как Чаломкино, а как Цалым сола. В давние времена вдоль речки, которую мы проехали, проходили два местных человека одного из них звали Цалым, вот он и построил здесь дом и стал первым поселенцем. Но позже место было поменяно, и Цалым снова отстроил дом, но уже на другом берегу реки. Второй мариец ушел дальше, и по его имени тоже возникла деревня. Были времена конечно. Наверное, не зря говорят и небо синее, и трава зеленее…
Позже деревню стали называть Чаломкино (перевод с марийского на русский).
Чаломкино обрела известность благодаря тому, что в ней появились серебряных дел мастера. Все мужчины можно сказать этим только и занимались, вытягивали при помощи сначала лучины, свечи, а позже керосиновой лампы и специальных трубочек серебряные нити, которые превращались в цепочки.
Также изготавливали монеты, которыми украшали марийские национальные костюмы. Пуговицы, броши, подсвечники, ложки. За счет продажи серебряных изделий и жили все семьи. Кто-то богаче, кто-то беднее.
Хозяйство было на хрупких женских плечах, помогали дети. В каждом доме была мини мастерская по изготовлению изделий из серебра.
Но в 1924 году все деревенское производство сошло на нет, этому способствовали высокие налоги и нехватка серебра.
Лишь у старых жительниц хранятся в сундуках изделия тех лет, которые передаются из поколения в поколение. Часть из них пополнила краеведческие музеи.
Все мои статьи можно посмотреть здесь . Ставьте лайк, делитесь в соцсетях и подписывайтесь на мой канал . Всем спасибо!)