Найти в Дзене

Почему российский танк КВ-1 потерпел катастрофу


Но 47-тонные КВ были громоздкими, оставляя их уязвимыми для немецких войск, маневрирующих близко на флангах.

На следующий день после немецкого блицкрига в Советский Союз в июне 1941 года более 200 нацистских танков двигались через Литву в северном направлении к Ленинграду.

Люфтваффе выбили находившиеся поблизости советские авиабазы, оставив контратакующие бронетанковые колонны легкой добычей для немецких бомбардировщиков.

Отчаявшись остановить кровотечение, 23 июня Красная армия бросила свои танки КВ-1 и КВ — 2, которые в то время имели самую тяжелую танковую броню в мире, на наступающих немцев под Расейняем.

Советские танки славились своей прочностью и надежностью— хотя и не удобством — во время Второй мировой войны. и в начале войны неуклюжие танки Климента Ворошилова могли легко отклонить снаряды от большинства полевых орудий Германии.

(Впервые это появилось в октябре 2016 года.)

Но 47-тонные КВ были громоздкими, оставляя их уязвимыми для немецких войск, маневрирующих близко на флангах. В то время как отдельные кв понесли ужасное наказание во время столкновения, Вермахт продолжал уничтожать 29 из них, среди более чем 200 советских танков, потерянных под Расейняем.

Временами Вермахт выбивал этих тварей взрывчаткой или заманивал их в зону действия артиллерии прямого огня.

"Немцы ... гнали русских гигантов навстречу своей тяжелой артиллерии, стволы которой были опущены к горизонтали, чтобы вести прямой огонь по наступающим бегемотам”,-писал военный историк Майкл Джонс в своей книге "Ленинград: осадное положение".

"Основная масса советских бронетанковых войск в Прибалтике была уничтожена и всякая угроза немецкому наступлению с флангов снята.”

Танк КВ-это курьез. В 1941 году он был физически жестче, чем любой танк, который немцы могли бросить на него. Но она не смогла нанести решающий ущерб в эти жестокие первые месяцы.

КВ был продуктом танкового конструктора Йозефа Котина. Его конкурент, Михаил Кошкин, будет развивать Т-34. Котин, однако, придерживался теории, что успех на поле боя означает доминирование над противником с самой тяжелой доступной броней.

Некоторые из его проектов работали лучше, чем другие. Многоствольный Т-28 Котина страдал слабой подвеской и, как ни странно для большого танка, имел тонкую броню. Большинство из них были уничтожены в первые месяцы операции "Барбаросса". Его гигантский Т-35, экипаж которого состоял из 11 человек, упакованных внутри, как сардины, был механически непригоден для боя.

КВ был ... лучше. Но поспешил.

” Фактически, это было приказано убрать с чертежной доски; этот момент был позже замазан, отправив прототипы на Карельский перешеек для тестирования в конце финской войны", - писал Стивен Сьюэлл в журнале "История советских тяжелых танков для бронетехники".

Котин отказался от многоствольной конфигурации для КВ. Вместо этого он включил одну башню с 76-миллиметровой пушкой, с тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами, округлившими оружие.

Самое главное, танк мог похвастаться грозной броней-90-миллиметровой толщиной спереди и около 70-миллиметровой сбоку и сзади, значительно превосходя немецкие танки того времени.

КВ-2 сохранил шасси КВ-1, но сменил башню и пушку на 152-миллиметровую гаубицу. Ужасное оружие, конечно, но еще более тяжелое и громоздкое. Котин произвел относительно мало таких огневых вариантов-всего около 200-250.

Конструкторское бюро Котина за годы войны произвело бы более 5000 кв в более чем двух десятках различных вариантов. Наиболее (относительно) успешным был КВ-1, который пожертвовал броней для скорости и включил модернизированную трансмиссию.

Трансмиссия КВ-1, которую Котин позаимствовал у американского трактора, просто отсосала. Но одной из самых больших проблем танка был тот факт, что экипаж едва мог видеть из проклятой вещи.

” Как только началась война, КВ-1 вскоре оказался смертельной ловушкой", - писал Сьюэлл. "Боязнь разозлить Котина помешала многим командирам рассказать ему, насколько плохим был танк на самом деле. Наконец, после того, как многие высшие руководители жаловались на его недостатки, Котин приказал устранить проблемы.”

Эта работа выпала на долю инженера Николая Шашмурина, который разработал более быстрый КВ-1. Котин, впечатленный работой Шашмурина, позже поручил ему разработать устрашающий ИС-1, который оказался одним из самых успешных тяжелых танков войны.

Тем не менее тяжелые танки в конечном итоге упадут в немилость после Второй Мировой Войны, и средняя серия Т-34 Кошкина обеспечила более длительное наследие. Т-34 продолжал влиять на более поздний класс танков mainbattle, которые сегодня являются стандартными во всем мире.

Но ИС-1, которая привела советскую атаку в Берлин через четыре года после разгрома под Расейняем, тем не менее была обязана себе ошибкой KV Котина.