Напомню, в сезоне 2019/2020 г. в ФГП россияне заняли 15 мест из 24 возможных: 5 спортивных пар, 4 юниорки, по 3 танцевальных дуэта и юниора.
23 из 36 участников – юные российские фигуристы.
Танцы на льду
Как и в парном катании, состав финалистов заметно изменился. Из числа прошлогодних участников финала мы увидели только американцев Нгуен / Колесника и представляющих Грузию Казакову /Ревия. Елизавета Худайбердиева весной 2019 г. встала в пару с Андреем Филатовым, и новый дуэт тоже прошел в финал.
По два этапа ЮГП выиграли американцы Эвонли Нгуен / Вадим Колесник и российские дуэты Шанаева / Нарижный и Худайбердиева / Филатов. На одном победил дуэт из Грузии Казакова / Ревия. В финал вышел и третий российский дуэт Дэвис / Смолкин, на двух этапах занявший вторые места.
В танцах на льду база ритм-танца и произвольного не имеет существенного значения. Все дуэты исполняют одни и те же элементы, и решающую роль играют GOE и оценки за компоненты. Еще более наглядно это видно на примере взрослых дуэтов, о которых пойдет речь в следующей статье.
Лидеры юниорского сезона Эвонли Нгуен / Вадим Колесник катаются очень легко, прекрасно для юниоров владеют коньком – партнер чуть лучше. От этой легкости допускают мелкие помарки. Очень интересный произвольный танец, в котором видно, что они действительно дуэт.
Главные соперники американцев – Елизавета Шанаева и Дэвид Нарижный. Дуэт очень интересный и очень перспективный. Они мне так нравятся, что даже боюсь говорить об их перспективах, не плюнув через левое плечо и не постучав по дереву)))
Заочно они пока уступают американскому дуэту, а их очная встреча состоится в финале. Российский дуэт прибавляет с каждым стартом и в Турине может бороться за победу.
Елизавета Худайбердиева и Андрей Филатов неожиданно для всех, и прежде всего для себя, выиграли этап в Риге, где соперничали с Казаковой / Ревия.
В начале августа на контрольных прокатах заметна была и разница партнеров в классе, и некоторая несинхронность катания. Можно представить, как и сколько они работали, если сумели так прекрасно выступить. Вторая победа, в Энье, вывела их на третье место в зачете Гран-при.
Мария Казакова и Георгий Ревия, представляющие Грузию, живут и тренируются в Москве.
Очень яркий и уже опытный дуэт, с интересными танцами. Не всегда могут справляться с нервами, и тогда возникают технические ошибки. В финале Гран-при они абсолютно заслуженно, и будут претендовать на медали.
Впервые вышли в финал Диана Дэвис и Глеб Смолкин. Помню, как девочка Диана несколько лет назад плакала, с трудом осваивая тройные на одном льду с Медведевой, и мы получили бы посредственную одиночницу. Помню, как Глеб уходил из фигурного катания в футбол – и был бы у нас очередной футболист «на задворках». Помню, как скептически относился к их первым совместным опытам в танцах на льду. И понимаю, как был я неправ.
Дуэт прибавляет с каждым выступлением. Катаются технично, но не всегда аккуратно. Интересные танцы. Некоторая скованность чувствуется, но тому есть объективные причины. Стабильные выступления и два серебра на этапах обеспечили им место в финале.
Также два вторых места на этапах у французов Лоисии Демужо и Тео ле Мерсье. Дуэт интересный, с какими-то слишком уж оригинальными танцами и нарядами. Мастерства меньше, чем оригинальности. Но в финале и они не намерены оставаться статистами.
Софья Тютюнина и Александр Шустицкий в серии заняли седьмое место и стали первыми запасными. Екатерина Каташинская и Александр Васькович девятые, и третьи запасные. Оба дуэта могли претендовать на финал, но им не хватило даже не мастерства, а спокойствия и уверенности.
Тютюнина и Шустицкий допускали технические ошибки. Васькович и вовсе ронял партнершу, а когда не ронял – она сама спотыкалась. Ошибок немного, но какие-то дорогостоящие. Потому и финал для них отложен до будущего сезона.
Еще три дуэта получили по одному этапу. Из них выше всех поднялись Ангелина Лазарева и Максим Прокофьев, выигравшие бронзу на заключительном этапе в Энье. При этом Максим в произвольном танце сорвал твизлы, а Ангелина умудрилась «ни на чём» упасть на последней секунде танца.
Юниорки
Триумфально выступавшие в серии Гран-при прошлого сезона Трусова, Косторная и Щербакова сегодня столь же успешно покоряют взрослые этепы. Тараканова неудачно выступила на первом этапе и в финал не попала. Алёна Канышева из-за травмы пропускает осенние старты и улетела на лечение в Архангельск. Кореянка Ким Елим, неудачно выступает на взрослом Гран-при. Состав финалистов ЮГП сменился полностью. Однако средний уровень новой волны юных фигуристок не только не снизился, а возрос.
Возросла и конкуренция. Год назад наши юниорки на шести этапах выиграли 1 и 2 места, и только на одном отдали соперницам 2 место. В этом сезоне проиграли четыре этапа из семи.
По две победы на этапах одержали Камила Валиева, Алиса Лю и Ли Хэин. Ксения Синицына выиграла один этап, и на одном была второй, после Валиевой. На двух этапах занимала вторые места Дарья Усачёва – оба раза проиграла Ли Хэин. Виктория Васильева на одном этапе была третьей после Валиевой и Синицыной, на другом уступила Лю. Анна Фролова седьмая (первая запасная), Тараканова девятая, Хромых 11-я.
Особенно досадна неудача Майи Хромых. Девушка дважды прекрасно выступала в короткой программе, и дважды срывала произвольную. Очень узнаваемая фигуристка, с красивыми линиями, яркой индивидуальностью, свободным широким катанием со сложными заходами на прыжки и выездами. Возможно, ей были необходимы подводящие старты. Но Майе достались 1 и 3 этапы.
Максимальная база короткой программы со стандартным набором 2А, 3Р, во второй половине 3Л+3Т и непрыжковыми 4 уровня, стоит 32.41 балла. Алиса Лю на своём втором этапе попыталась увеличить базу, но сделала это странно: каскад 3А+3Т, 2А, а во второй половине прыгнула двойной риттбергер. Собрала базу 30.07.
Резерв увеличения сложности в исполняемом наборе прыжков есть у Валиевой и Лю – по 0.6 балла, если исполнят дорожку на 4 уровень. Если Лю продолжит прыгать программу с двумя акселями и удачно исполнит 3Р, база её программы может подняться до 34.19. Остальные финалистки уже показывают максимум базовой сложности своих коротких программ.
Самую высокую базу произвольной программы собрала Лю. Более четырех баллов уступила ей Валиева, но именно она получила самую высокую оценку за технику и ей принадлежит лучший результат сезона в сумме. А самой «компонентной» фигуристкой серии стала Ксения Синицына.
Победительница серии Гран-при 13-летняя Камила Валиева – фигуристка с потрясающими данными. Лёгкое, хрустальное катание, с чёткими позициями, высокими прыжками и великолепными программами.
Короткая – «Девочка на шаре», произвольная «Экзогенезис».
В лучшем своем прокате Камила исполнила 4Т+2Т, 4Т с падением, 3Р, 2А, во второй половине 3Л+3Т, 3Ф+ойлер+3С и 3Л. Непрыжковые элементы на 4 уровень. То есть Камила показала максимум возможного в этом наборе элементов, и рост оценки возможет только за счет улучшения качества исполнения.
Главная соперница Валиевой в этом сезоне – 14-летняя американка Алиса Лю, чемпионка США 2019 г. среди взрослых. На Алису возлагают огромные надежды в борьбе с «российской экспансией», а потому уже сегодня многое прощают. Ей прощают неверное ребро на лутце. Прощают потерю центровки на вращениях. Не замечают недокруты. Не ставят сбавки за неясные рёбра. Интересно, как будут оценивать выступления Алисы в финале…
Алиса ни разу не откатала программы чисто, и далеко не все ошибки нашли отражение в протоколе. Лю, безусловно, очень талантливая фигуристка. Она сумела исправить массу недостатков, которые у неё «не замечали» год назад на чемпионате США. Катается легко, интересно, и борьба в финале Гран-при будет острой.
Год назад в серии Гран-при Ли Хэин заняла 10 место с 3 и 4 местами на этапах.
В этом сезоне дважды победила и вышла в финал третьей. На этих этапах с 14-летней кореянкой соперничали Дарья Усачёва и Майя Хромых, и проиграли. Ли каталась чисто, без ошибок исполняла и короткую, и произвольную программы, а российские девочки допускали срывы в произвольной.
В произвольной программе Ли нет никаких элементов ультра-си, максимальная база 59.64, но «Риверданс» Ли исполняет очень хорошо. Прекрасная вторая темповая часть, великолепная дорожка. Две её победы на этапах не случайны.
Не секрет, что в этом сезоне на главных стартах ожидается борьба за победу между Камилой Валиевой и Алисой Лю. В активе Алисы 3А и 4Л. Камила может отстреливаться четверными тулупами и безупречной техникой. На первый взгляд, так и есть. Но эту дуэль может вмешаться еще одна россиянка, Ксения Синицына.
У Ксении прекрасная короткая программа, в которой она отыгрывает каждую музыкальную фразу, каждый такт. В Энье её прокат произвел ошеломляющее впечатление, и девушка получила самые высокие оценки в сезоне среди всех участниц Гран-при.
Ничуть не менее интересная произвольная программа, которую Синицына исполняет на очень высоком уровне. Не случайно судьи ставили GOE от +3 до +5. Ксения Синицына вышла в финал ЮГП с четвертой суммой очков, но со второй суммой баллов за выступления.
Дарья Усачёва вышла в финал пятой. Её выступления и два проигрыша Ли Хэин оставили двойственное впечатление.
Даша уверенно побеждала в короткой программе, исполняя все элементы на очень высоком уровне: GOE от +3 до +5. Даже при желании найти в её выступлениях найти недостатки было сложно. Но всё теряла в произвольной программе. Ошибки начинались во второй половине, и вызваны были не физическим состоянием, а нервным напряжением. Когда Даша начинает излишне «стараться», зажимается и ошибается.
Максимально возможная база произвольной Усачевой с этим набором элементов 60.85, а фактически ей ни разу не удалось собрать больше 58.38.
Виктория Васильева на контрольных прокатах выглядела неубедительно. А на этапах выиграла бронзу и серебро. Ни одной ошибки, чистейший прокат, уверенное исполнение всех элементов.
Удивительно, как Вика прибавила по сравнению с контрольными прокатами. Конечно, имея в активе максимум 3Л+3Т, сложно бороться с квадами и трикселями. Но Васильева сделала максимум необходимого и возможного – вышла в финал Гран-при.
Анна Фролова, первая запасная, тоже сделала максимум возможного. Анастасия Тараканова потеряла финал, когда заняла третье место на втором этапе в Лейк-Плэсиде.
Отметим неудачное выступление японских юниорок. Лучшая из них на 12 месте, и на семи этапах японские девушки сумели выиграть всего одну медаль, бронзовую. Удивили кореянки, три из которых вошли в первую десятку.
Как ни странно, на юниорских этапах Гран-при мы увидели немало «зрелого», и «женского», и «зреложенского». Еще раз повторю: оно во всех вариантах выглядело настолько чудовищно, что нашей Федерации стоило бы подготовить трейлер всего этого «артистизма» к Конгрессу ISU, чтобы надолго отбить охоту к сомнительным экспериментам типа повышения возраста или введения «артистических» программ.
***
Прошу моих читателей не забывать подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях. Разумеется, если публикации им нравятся и интересны. Вы помогаете каналу развиваться