Исторический факт: в целом, тотальное нападение США на Советский Союз, Китай и страны-сателлиты в 1962 году убило бы 335 миллионов человек в течение первых 72 часов.
Не будет преувеличением сказать, что для тех, кто вырос во времена Холодной войны, тотальная ядерная война была “последним кошмаром"."Перспектива обычного дня, прерванного сиренами воздушной тревоги, клаксонами и обжигающим жаром термоядерного взрыва, была очень реальной, хотя и отдаленной возможностью. Телевизионные шоу, такие как The Day After и Threads реалистично изображались как ядерная атака, так и постепенная дезинтеграция общества после нее. В результате тотальной ядерной атаки большая часть промышленно развитого мира была бы разбомблена еще в каменном веке, а сотни миллионов людей были бы убиты наповал и, возможно, даже миллиард или более умерли бы от радиации, болезней и голода в послевоенный период.
Во время большей части холодной войны план ядерных боев Соединенных Штатов был известен как СИОП, или единый комплексный оперативный план. Первый СИОП, введенный в 1962 году, был известен как СИОП-62, и его последствия для Советского Союза, Варшавского договора и Китая были задокументированы в информационном документе, созданном для Объединенного комитета начальников штабов и обнародованном в 2011 году Архивом национальной безопасности. Документ предполагал новый берлинский кризис, подобный тому, что произошел в 1961 году, но переросший в полномасштабную войну в Западной Европе.
Хотя сценарий войны был вымышленным, оценки после нападения были очень реальны. Согласно этой статье, перспективы стран коммунистического блока, подвергшихся полной мощи американской атомной огневой мощи, были мрачными. В документе были разделены сценарии нападения на две категории: первый сценарий, в котором ядерные силы США, процент от общего числа ядерных сил, находящихся в постоянной боевой готовности, нанесли удар по Советскому Союзу и его союзникам; и второй сценарий, в котором была использована полная масса ядерных сил, известная как полная сила.
В соответствии с СИОП будут поражены” около 1000 “установок, которые были связаны с “потенциалом ядерной доставки”. Сценарий, предполагавший заблаговременное предупреждение о советском нападении и упреждающем ударе со стороны Америки, предусматривал бы, что силы бдительности атакуют 75 процентов этих целей. Эта атака будет в значительной степени” контрфорсным " ударом, в ходе которого ядерные силы США нанесут удары по советским, Варшавскому пакту и китайским командно-контрольным и ядерным силам. В докладе говорится, что 83-88 процентов всех целей будут уничтожены с 70-процентной гарантией.
При наступлении по тревоге были бы поражены 199 советских городов с населением в 50 тысяч и более человек. Это превратило бы 56 процентов городского населения и 37 процентов всего населения в жертвы, большинство из которых в конечном итоге умрут из-за разрушения общества после нападения. В Китае сорок девять городов были бы поражены, превратив 41 процент городского населения в жертвы и 10 процентов от общей численности населения. В Восточной Европе будут поражены только чисто военные цели, при этом по прогнозам 1 378 000 человек будут убиты американскими ядерными ударами.
Тотальная полномасштабная атака была бы намного хуже. Полномасштабная атака опустошила бы 295 городов, оставив только пять городов с населением в пятьдесят тысяч и более человек невредимыми. 72 процента городского населения и 54 процента всего населения станут жертвами-как указывает Национальный архив безопасности, это составляет 108 миллионов вероятных убитых из общего числа населения в 217 миллионов. В Китае удар будет нанесен по семидесяти восьми городам, затрагивая 53 процента городского населения и 16 процентов всего населения. Потери в Восточной Европе увеличатся более чем вдвое, до 4 004 000 человек.
В целом, тотальное нападение США на Советский Союз, Китай и страны-сателлиты в 1962 году убило бы 335 миллионов человек в течение первых 72 часов.
В докладе СИОП-62 не делается попытки оценить потери США в ядерной войне. Однако в докладе 1978 года, подготовленном для управления Пентагона по оценке технологий (ОТА), “ последствия ядерной войны”, с мрачными подробностями говорилось о том, что произойдет, если Советский Союз обрушит свой арсенал на Соединенные Штаты.
В докладе ОТА говорится, что в случае нападения Советского Союза на ядерные силы США, другие военные объекты, экономические объекты и демографические объекты, нападение может быть оценено как убийство от шестидесяти до восьмидесяти восьми миллионов американцев. При достаточном предупреждении можно было бы эвакуировать крупные города и промышленные районы, но это лишь снизило бы число погибших до пятидесяти одного-сорока семи миллионов. Нападения на союзников США, включая страны НАТО, Японию и Южную Корею, несомненно, имели бы место, но не моделируются в исследовании.
В другом докладе, озаглавленном “потери, вызванные взрывом, жарой и радиоактивными выпадениями в результате различных гипотетических ядерных атак на Соединенные Штаты”, постулировалось нападение СССР на “1215 американских стратегических ядерных целей". В атаке задействовано почти 3000 боеголовок общей мощностью около 1340 мегатонн."Поскольку удары наносятся по укрепленным объектам, в частности по шахтам межконтинентальных баллистических ракет MX и Minuteman III, эти удары предусматриваются с использованием SS-18 Межконтинентальные баллистические ракеты "Сатана", каждая из которых несет по десять боеголовок мощностью от 550 до 750 килотонн. Удары по американским бомбардировщикам и силам дозаправки осуществляются с помощью МБР и баллистических ракет подводного базирования, выпущенных с береговой линии.
Результатом даже этой скромной атаки, которая в значительной степени избавляет американские города от необходимости атаковать ядерные силы на Среднем Западе, является тринадцать-тридцать четыре миллиона смертей и двадцать пять-шестьдесят четыре миллиона общих потерь. Тем не менее, подвергаясь бомбардировке 1215 ядерными зарядами, Соединенные Штаты потеряют гораздо меньше людей, чем, по оценкам командования стратегической авиации, Советский Союз потеряет в 1962 году.
Расхождение, вероятно, связано с большей производительностью ядерного оружия США в 1960-х годах по сравнению с советскими ядерными боеголовками в 1980-х годах, но также и потому, что во время доклада SAC советские ядерные силы в основном базировались на бомбардировщиках. Советский Союз имел от 300 до 320 ядерных вооружений в 1962 году- все, кроме сорока, которые базировались на бомбардировщиках. Базы бомбардировщиков, возможно, были ближе к крупным населенным пунктам. Главным источником ядерного оружия США для советских городов было бы также наличие местных аэропортов, которые функционировали бы в качестве аэродромов рассеивания ядерных бомбардировщиков. С другой стороны, советское наступление в значительной степени ударит по полям МБР и базам бомбардировщиков в районах с низкой плотностью населения на Среднем Западе, а также по нескольким базам подводных лодок на обоих побережьях.
Как бы ни были разрушительны эти прогнозы, все охотно признают, что они не рассказывают всю историю. Хотя эти три исследования моделируют непосредственные последствия ядерной атаки, долгосрочные проблемы могут убить больше людей, чем само нападение. Разрушение городов лишит миллионы раненых, даже тех, кто в противном случае мог бы легко выжить, даже элементарной медицинской помощи. То, что осталось от правительства—в любой стране—было бы трудно поддерживать порядок перед лицом сокращения запасов продовольствия и энергии, загрязненного ландшафта, распространения болезней и масс беженцев. В течение двенадцатимесячного периода, в зависимости от степени тяжести нападения, общая смертность, связанная с этими нападениями, может удвоиться.
В то время как угроза ядерной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом закончилась, Соединенные Штаты теперь стоят перед перспективой аналогичной войны с Россией или Китаем. Последствия ядерной войны в XXI веке будут не менее серьезными. Однако шаги, направленные на то, чтобы избежать ядерной войны, остаются такими же, какими они были во время Холодной войны: контроль над вооружениями, меры укрепления доверия, предпринимаемые обеими сторонами, и деэскалация напряженности.