Проекция продолжает нащупывать места, где фотография перестает замыкаться на себе. Мы ищем точки, где фотографический образ соприкасается с неожиданными категориями и через это соприкосновение, он яснее раскрывает собственную специфичность.
«Точка входа» — формат публикаций, где мы рассказываем о том, как современная фотография встраивается в социальный, культурный и политический контексты.
На прошлой неделе мы рассказали о том, как связаны фотография и новые медиа. В этот раз темой станет «Фотография и власть».
Может показаться, что связь не совсем очевидная. Но именно эта неочевидность потенциально опасна. К концу второй декады XXI века мы уже привыкли жить среди изображений. Кажется, что фотография окружает нас везде: реклама, репортажные фотографии в газетах и журналах, социальные сети. Однако из-за тотальности мы часто не осознаем до конца, насколько визуальные образы — податливый материал для корыстной манипуляции.
К подобной манипуляции часто прибегает люди, стремящиеся к власти. Это не удивительно, ведь властные структуры — системы иерархий, которые жестко подчинены логике выгоды — не боятся использовать любые средства для собственного утверждения. Даже средства искусства .
Фотография как часть визуального искусства, все чаще становится жертвой подобных манипуляций. Например, вы замечаете, что из всех медиа на нас сыпятся нескончаемые «социальные фотопроекты о самых болезненных вопросах современности». Они бывают очень натуралистичными, жестокими и даже ироничными. Их визуальный ряд может не уступать целостным фотопроектам, но зададимся вопросом: являются ли они частью поля искусства?
Подобные проекты — это пример продуманной манипуляции. Когда политические деятели понимают силу визуального образа с одной стороны и влиятельность фотографии, как части искусства с другой. В итоге, в этих проектах медиум фотографии используется только как пустая внешняя оболочка, которая наполняется нужным идеологическим содержанием.
Нет ничего плохого в том, что такие фотопроекты заставляют думать о насущных проблемах. Но надо понимать, что фотографии в этом случае — не часть художественной практики, а политический акт.
Понимать границу между политической фотографией и фотографией о политике. Во втором выпуске «Точки входа» Действие и Противодействие вы найдете дайджест важных фотографических проектов на тему власти и политики, обзор практики фотографа Эдгара Мартинеса, а также экскурс в основные аспекты «политического» с которыми взаимодействует фотография.
Команда Проекции
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.