Когда Су-27 "Фланкер “и МиГ-29” точка опоры" вышли на сцену в 1980-х годах, они представляли собой значительный поколенческий скачок в технологии по сравнению с более ранними советскими истребителями. Ракеты, которые они несли, также представляли собой поколенческий скачок по - своему.
Действительно, и ракета Р-73 малой дальности "воздух-воздух", и ракета Р-27 средней дальности "воздух-воздух", которые были впервые выпущены на этих самолетах, служат и по сей день. Но конструкция R-27 в частности доказывала быть в частности способна к адаптации и упорна к замене более самомоднейшими конструкциями. Но почему этот проект оказался таким долгоживущим?
В 1974 году ЦК КПСС утвердил для начала работы над истребителями 4—го поколения-МиГ-29 и Су-27. В результате этого ракетное конструкторское бюро "Вымпел" приступило к работе над ракетой Р-27 (именуемой к-27 в ходе прототипирования и испытаний).
Первоначально предполагалось, что на вооружении будут находиться два различных варианта Р-27: более легкий к-27А для МиГ-29 с меньшей дальностью полета и более тяжелый К-27Б для Су-27 с большей дальностью полета. В результате двигательная установка ракеты была спроектирована как модульная.
В связи с советской тенденцией создания как радиолокационных, так и ИК-поисковых версий ракет, Р-27 также проектировался с модульной системой самонаведения. Это пригодилось бы позже, так как многие различные варианты R-27 были сделаны с разными искателями.
Еще одним интересным конструкторским решением стал выбор” бабочкообразной " формы управляющих поверхностей в центре ракеты. Это не было бесспорно. Некоторые конструкторы хотели иметь схему, аналогичную более ранней ракете Р-23, где рулевые поверхности были установлены на хвосте ракеты, поскольку она обеспечивала меньшее сопротивление воздуха на малых углах атаки и считалась в целом аэродинамически более совершенной. Однако первоочередное внимание было уделено необходимости того, чтобы ракета была модульной, и эта конструкция была отклонена, поскольку установка рулевых поверхностей на задней части поставила бы под угрозу модульность двигательной установки.
Также интересно то, что конструкторы Р-27 считали, что даже с достижениями советской техники возможная радиолокационная мощность и чувствительность радиолокационного самонаведения Р-27 и его стартового самолета будут уступать по мощности и чувствительности западным самолетам. Чтобы противостоять этому, советские конструкторы усовершенствовали блокировку после запуска (LOAL) возможностей ракеты.
В то время как более ранняя ракета R-23 имела инерциальный LOAL, где искатель ракеты мог нацелиться на цель после запуска и летать без блокировки в течение некоторого времени с инерциальной навигационной системой, удерживающей ракету в прямом полете, R-27 улучшил это, добавив возможность для самолета выдавать коррекцию курса через радиоканал к ракете.
Испытания были проведены в конце 1970-х годов, причем к-27 были выпущены с МиГ-23, хотя они были просто для проверки телеметрии ракеты и не были управляемыми выстрелами. Тепловизионная версия также была испытана с МиГ-23, стрелявшего по парашютным целям. Испытательные ракеты К-27 были также сняты с прототипа МиГ-29 В 1980 году с тепловой ракетой, хотя прототип МиГ-29 не имел установленной в то время радиолокационной станции.
Испытания продолжались на протяжении 1980-х годов, а государственные испытания были завершены в 1984 году. Ракета К-27 была окончательно принята на вооружение в 1987 году как ракеты Р-27Р и Р-27Т, причем Р-это полуактивный вариант радиолокационного самонаведения, а Т-вариант теплового наведения.
В то же время “тяжелая” ракета К-27Б, первоначально предназначавшаяся для Су-27, имела свое обозначение, измененное на К-27Е, с указанием Е, что она будет иметь большую энергию (большую дальность). Он прошел более длительный цикл разработки, чем более легкая ракета К-27 из-за перестройки радиолокационной системы Су-27, чтобы улучшить ее и сделать ее более конкурентоспособной. Дополнительные проблемы, связанные с расширением диапазона, на котором, как ожидается, будет функционировать к-27Е, также вызвали более длительный цикл разработки.
Испытания к-27Е окончательно были приняты на вооружение в 1990 году как Р-27ЕР и Р-27ЕТ, а создатели ракеты были удостоены Государственной премии в 1991 году.
В ходе длительного цикла разработки Р-27 было осознано, что полуактивное радиолокационное самонаведение (в котором ракета нацеливается на радиолокационный сигнал, создаваемый пусковым самолетом), на котором базировались эти ракеты, может устареть. Проведены исследования по созданию активной радиолокационной самонаводящейся (Арн) версии ракеты. Ракеты ARH имеют небольшую радиолокационную станцию в искателе, что позволяет ракете самостоятельно освещать цель вместо того, чтобы полагаться на внешний самолет.
Эта версия называлась R-27EA. Разработанный в 1983 году, он также подвергся разработке в течение 1980-х годов, но трудности, связанные с созданием малого радара в искателе, задержали разработку. Судьба проекта неизвестна, но большинство источников говорят, что основные разработки были остановлены около 1989 года, чтобы сосредоточиться на ракете R-77 вместо этого, хотя работа, возможно, продолжалась в частном порядке.
В целом, главным преимуществом ракет серии Р-27 является дальность полета на вариантах ER, которая, как говорят, составляет около 130 км. Это намного больше, чем любой вариант AIM-7 Sparrow, ближайшего аналога НАТО. Основная проблема с Р-27 заключается в том, что длительный цикл разработки позволил американским ракетам превзойти его.
Одним из примеров этого является функция коррекции курса среднего курса datalink R-27. Хотя он был первоначально разработан с этой функцией в 1970-х годах, окончательная ракета только достигла службы к 1987 году. К этому времени американские инженеры постепенно добавили обновления к их существующей ракете AIM-7, включая ту же самую способность AIM-7P Block II , которая также была принята в 1987 году.
Компромиссный характер поверхностей управления, вероятно, также способствовал принятию решения о том, чтобы не развивать ракету дальше. Ракета следующего поколения ARH, которая предназначалась для вооружения советских ВВС, Р-77, имела решетчатые стабилизаторы на задней части ракеты для лучшей маневренности. Поскольку Р-27 никогда не достигнет уровня аэродинамических характеристик Р-77, это, вероятно, было определено как напрасная трата дальнейших усилий по приданию ракете способности ARH.
Во многих отношениях R-27ER можно рассматривать как” последний вздох " Сарха. Он был спроектирован как одна из самых современных ракет своего типа с возможностью коррекции дальнего радиуса действия и среднего курса, но к тому времени, когда он поступил на вооружение, его тип ракеты был близок к устареванию. Америка выставила свою первую ракету ARH в 1991 году, AIM-120 AMRAAM, только через год после того, как Р-27ER поступил на вооружение.
Российские ВВС, вероятно, продолжают их выставлять, потому что их большая дальность превосходит большинство меньших противников, которые вряд ли используют ракеты ARH. Однако, как видно в Сирии, когда опасность представляет собой одноранговая или почти одноранговая авиация, R-27 оторвется в пользу R-77.
Почему Америка ненавидит российские истребители МиГ-29 и Су-27 (и их ракеты)
новые истребители Москвы несли мощные ракеты и были страшным сюрпризом для Америки в 1980-х годах.
Когда Су-27 "Фланкер “и МиГ-29” точка опоры" вышли на сцену в 1980-х годах, они представляли собой значительный поколенческий скачок в технологии по сравнению с более ранними советскими истребителями. Ракеты, которые они несли, также представляли собой поколенческий скачок по - своему.
Действительно, и ракета Р-73 малой дальности "воздух-воздух", и ракета Р-27 средней дальности "воздух-воздух", которые были впервые выпущены на этих самолетах, служат и по сей день. Но конструкция R-27 в частности доказывала быть в частности способна к адаптации и упорна к замене более самомоднейшими конструкциями. Но почему этот проект оказался таким долгоживущим?
В 1974 году ЦК КПСС утвердил для начала работы над истребителями 4—го поколения-МиГ-29 и Су-27. В результате этого ракетное конструкторское бюро "Вымпел" приступило к работе над ракетой Р-27 (именуемой к-27 в ходе прототипирования и испытаний).
Первоначально предполагалось, что на вооружении будут находиться два различных варианта Р-27: более легкий к-27А для МиГ-29 с меньшей дальностью полета и более тяжелый К-27Б для Су-27 с большей дальностью полета. В результате двигательная установка ракеты была спроектирована как модульная.
В связи с советской тенденцией создания как радиолокационных, так и ИК-поисковых версий ракет, Р-27 также проектировался с модульной системой самонаведения. Это пригодилось бы позже, так как многие различные варианты R-27 были сделаны с разными искателями.
Еще одним интересным конструкторским решением стал выбор” бабочкообразной " формы управляющих поверхностей в центре ракеты. Это не было бесспорно. Некоторые конструкторы хотели иметь схему, аналогичную более ранней ракете Р-23, где рулевые поверхности были установлены на хвосте ракеты, поскольку она обеспечивала меньшее сопротивление воздуха на малых углах атаки и считалась в целом аэродинамически более совершенной. Однако первоочередное внимание было уделено необходимости того, чтобы ракета была модульной, и эта конструкция была отклонена, поскольку установка рулевых поверхностей на задней части поставила бы под угрозу модульность двигательной установки.
Также интересно то, что конструкторы Р-27 считали, что даже с достижениями советской техники возможная радиолокационная мощность и чувствительность радиолокационного самонаведения Р-27 и его стартового самолета будут уступать по мощности и чувствительности западным самолетам. Чтобы противостоять этому, советские конструкторы усовершенствовали блокировку после запуска (LOAL) возможностей ракеты.
В то время как более ранняя ракета R-23 имела инерциальный LOAL, где искатель ракеты мог нацелиться на цель после запуска и летать без блокировки в течение некоторого времени с инерциальной навигационной системой, удерживающей ракету в прямом полете, R-27 улучшил это, добавив возможность для самолета выдавать коррекцию курса через радиоканал к ракете.
Испытания были проведены в конце 1970-х годов, причем к-27 были выпущены с МиГ-23, хотя они были просто для проверки телеметрии ракеты и не были управляемыми выстрелами. Тепловизионная версия также была испытана с МиГ-23, стрелявшего по парашютным целям. Испытательные ракеты К-27 были также сняты с прототипа МиГ-29 В 1980 году с тепловой ракетой, хотя прототип МиГ-29 не имел установленной в то время радиолокационной станции.
Испытания продолжались на протяжении 1980-х годов, а государственные испытания были завершены в 1984 году. Ракета К-27 была окончательно принята на вооружение в 1987 году как ракеты Р-27Р и Р-27Т, причем Р-это полуактивный вариант радиолокационного самонаведения, а Т-вариант теплового наведения.
В то же время “тяжелая” ракета К-27Б, первоначально предназначавшаяся для Су-27, имела свое обозначение, измененное на К-27Е, с указанием Е, что она будет иметь большую энергию (большую дальность). Он прошел более длительный цикл разработки, чем более легкая ракета К-27 из-за перестройки радиолокационной системы Су-27, чтобы улучшить ее и сделать ее более конкурентоспособной. Дополнительные проблемы, связанные с расширением диапазона, на котором, как ожидается, будет функционировать к-27Е, также вызвали более длительный цикл разработки.
Испытания к-27Е окончательно были приняты на вооружение в 1990 году как Р-27ЕР и Р-27ЕТ, а создатели ракеты были удостоены Государственной премии в 1991 году.
В ходе длительного цикла разработки Р-27 было осознано, что полуактивное радиолокационное самонаведение (в котором ракета нацеливается на радиолокационный сигнал, создаваемый пусковым самолетом), на котором базировались эти ракеты, может устареть. Проведены исследования по созданию активной радиолокационной самонаводящейся (Арн) версии ракеты. Ракеты ARH имеют небольшую радиолокационную станцию в искателе, что позволяет ракете самостоятельно освещать цель вместо того, чтобы полагаться на внешний самолет.
Эта версия называлась R-27EA. Разработанный в 1983 году, он также подвергся разработке в течение 1980-х годов, но трудности, связанные с созданием малого радара в искателе, задержали разработку. Судьба проекта неизвестна, но большинство источников говорят, что основные разработки были остановлены около 1989 года, чтобы сосредоточиться на ракете R-77 вместо этого, хотя работа, возможно, продолжалась в частном порядке.
В целом, главным преимуществом ракет серии Р-27 является дальность полета на вариантах ER, которая, как говорят, составляет около 130 км. Это намного больше, чем любой вариант AIM-7 Sparrow, ближайшего аналога НАТО. Основная проблема с Р-27 заключается в том, что длительный цикл разработки позволил американским ракетам превзойти его.
Одним из примеров этого является функция коррекции курса среднего курса datalink R-27. Хотя он был первоначально разработан с этой функцией в 1970-х годах, окончательная ракета только достигла службы к 1987 году. К этому времени американские инженеры постепенно добавили обновления к их существующей ракете AIM-7, включая ту же самую способность AIM-7P Block II , которая также была принята в 1987 году.
Компромиссный характер поверхностей управления, вероятно, также способствовал принятию решения о том, чтобы не развивать ракету дальше. Ракета следующего поколения ARH, которая предназначалась для вооружения советских ВВС, Р-77, имела решетчатые стабилизаторы на задней части ракеты для лучшей маневренности. Поскольку Р-27 никогда не достигнет уровня аэродинамических характеристик Р-77, это, вероятно, было определено как напрасная трата дальнейших усилий по приданию ракете способности ARH.
Во многих отношениях R-27ER можно рассматривать как” последний вздох " Сарха. Он был спроектирован как одна из самых современных ракет своего типа с возможностью коррекции дальнего радиуса действия и среднего курса, но к тому времени, когда он поступил на вооружение, его тип ракеты был близок к устареванию. Америка выставила свою первую ракету ARH в 1991 году, AIM-120 AMRAAM, только через год после того, как Р-27ER поступил на вооружение.
Российские ВВС, вероятно, продолжают их выставлять, потому что их большая дальность превосходит большинство меньших противников, которые вряд ли используют ракеты ARH. Однако, как видно в Сирии, когда опасность представляет собой одноранговая или почти одноранговая авиация, R-27 оторвется в пользу R-77.