На этот вопрос дают совершенно разные ответы… новички чаще покоряют горы, опытные альпинисты чаще совершают восхождения. Хотя я слышал, и то, что бывалые альпинисты из раза в раз покоряют Круглицу на Таганае.
В общем мнения расходятся… Поэтому я хочу попробовать разобраться в аргументах, которые приводит каждая из сторон, а выводы для себя каждый сделает сам.
Ключевым аргументом в пользу “покорения” чаще всего приводят значок “Покоритель высочайших гор СССР” (в народе более известный, как “Снежный Барс”) … и это интересно тем, что аргумент полностью несостоятелен:
1) Проект авторский – это означает, что автор называет свой проект так, как ему (автору) понравится. Таким образом Николай Рерих мог бы присваивать звание “Пуп мира” за восхождение на Эльбрус, Белуху и Круглицу, т.к. считал, что это точки выхода космический энергии …
2) Есть более существенная деталь, значок создавался в период рассвета альпинизма, когда совершались открытия, исследовались целые регионы, на карте появлялись новые вершины – время первопроходцев. Спутников не было, и целые экспедиции альпинистов снаряжались на Памир с исследовательскими целями.
На примере пика Коммунизма, самой высокой горы Памира, входящей в титул “Барса”: на Большое Памирское фирновое плато альпинисты впервые вступили лишь в 1957 году, впервые женщина достигла вершины только в 1969 году.
Выше только восьмитысячники, и первая советская гималайская экспедиция состоялась весной 1982 года.
Поэтому этом выделяю значительную разницу – когда покоритель является первопроходцем – он борется с неизвестностью. Неизвестность – это самый сложный противник. Ты не знаешь сколько еще идти, какая будет погода, хватит ли сил дойти – очень много неизвестных. Неизвестен даже сам маршрут… Легче сдаться (в ряде случаев – лечь и умереть), чем продолжить борьбу. При этом никто не борется с горой, каждый борется сам с собой, со своими слабостями преодолевая препятствия на маршруте. Какими бы сложными не были препятствия – они не созданы, чтобы усложнить нам жизнь – они просто есть… и весь вопрос хватит ли НАМ сил преодолеть эти препятствия. Так и где здесь покорение? Мы совершаем восхождения… преодолеваем сложности… и растем, становимся лучше и сильнее, чем были вчера.
Соответственно хождения по размеченным тропам, набитым десятками тысяч людей, я не могу назвать покорением – да, сложно – у всех разная физ. подготовка, но при этом нет главного – неизвестности, участники групп заранее знают, что они вернуться живыми, что рядом город, с магазинами, в которых полно разного вкусного продовольствия:))))
Касательно Урала, мне как-то рассказали на КПП Иремеля, что в самые удачные дни проходило до тысячи человек!!! Если вдуматься в такую цифру, то можно прийти к выводу о том, что диван, стоящий в квартире – гораздо более труднодоступная штука, за всё время его использования, на него сядет меньше людей, чем за удачный день поднимается на вершину Иремеля… Диван же никто не покоряет? :)))
Для сравнения на пик Коммунизма до сих пор в год заходит всего по 15 человек, и никогда нет гарантии благополучного восхождения или возвращения.
Моя точка зрения – на вершину мы совершаем восхождения, а покоряем при этом себя и свои слабости, может быть свою неуверенность… и когда преодолеваем нашего главного противника – самого себя и неизвестность – мы растем!