Найти тему
РЫКОВ ГРУПП

Закон о частных приставах – 20 лет обсуждения

В функции судебной системы государства входит не только правосудие, но также и меры принуждения. В России функция принуждения возложена на Федеральную службу судебных приставов. По отчётам службы процент закрытых дел колеблется от 50% до 60%. Это с учётом неисполненных. Если говорить об исполненных производствах, то процент заметно ниже. В 2018 году он составил 34%, причём сюда входят не только исполнительные листы, но и штрафы ГИБДД и вообще все исполненные производства. А ведь неисполнение судебных решений нарушает конституционные права выигравшей стороны.

Власть постоянно ищет способ поднять эффективность ФССП. Так в закон о судебных приставах, который был принят в 2007 году, уже 13 раз вносились поправки. В следующем году службу ждёт новая большая реформа. Закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», который вступает в действие с 1 января 2020 года, заметно меняет статус судебных приставов. Они фактически приравниваются к сотрудникам правоохранительных органов. Закон улучшит условия работы сотрудников ФССП. Это приведёт к повышению профессионального уровня приставов, но не уменьшит их нагрузку. Все, кто интересуется проблемами в исполнительном производстве, знают, что на одного пристава в год приходится 3 700 дел. Нужно как-то разгрузить работников ФССП. И сделать это можно, передав некоторые полномочия службы в частные руки.

Идея создания института частных судебных приставов, или по-другому – негосударственных судебных исполнителей, в России обсуждается уже 20 лет. Ведутся дискуссии в прессе. Выдвигаются предложения.

В 2006 году министр юстиции Чайка Ю. Я. предлагал создать экспериментальный вариант службы частных судебных приставов. И, в случае успеха, перевести такую службу на постоянную основу. В 2014 году был разработан законопроект о частных приставах. Ни эксперимент Чайки, ни законопроект не прошли, но тема не потеряла актуальности.

В 2017 году Центр стратегических исследований опубликовал результаты анализа эффективности службы судебных приставов. Оказалось, что ФССП делает упор на взыскание штрафов, пошлин, налоговых санкций. Суммы небольшие, но идут в доход государству. А огромные суммы долгов по коммерческим сделкам и банковским кредитам взыскиваются всего на 10% (по данным ЦСР). В качестве решения ЦСР предложил производство в пользу гос.органов оставить в ведении ФССП, а взыскание по коммерческим сделкам передать частным приставам.

Службы частных приставов работают во многих европейских государствах. В некоторых европейских странах – Нидерландах, Франции, Польше – государственные исполнители отсутствуют, их функции выполняют частные приставы. А в Бельгии, Канаде и соседнем Казахстане работают и частные, и государственные исполнители.

В странах, которые ввели институт частных судебных приставов недавно, показатели исполнения судебных решений повышаются. В Болгарии, например, действует смешанная система исполнения. И по данным Палаты частных судебных исполнителей Болгарии процент завершённых дел негосударственных исполнителей в 2018 году достиг 70,5% от общего количества исполнительных производств. Показатели говорят о том, что частные приставы работают эффективно.

Есть ещё один мощный довод в пользу новой структуры. Она будет полностью самоокупаема, бюджетных средств не потребуется. Функционировать служба частных приставов будет в виде некоммерческой организации. Именно так работают частные нотариусы в России. Трёхступенчатая система – Федеральная плата, палаты субъектов РФ, бюро и кабинеты – хорошо себя зарекомендовала. С 1993 года, когда частный нотариат был введён, эта система выполняет свои функции и не требует изменений.

Профессиональное сообщество готово участвовать в создании некоммерческой организации и разработке кодекса профессиональной этики негосударственных судебных исполнителей. В октябре 2019 года Торгово-промышленная палата РФ разработала и передала в Минюст проект закона «О частных судебных исполнителях». ТПП предлагает создать для руководства частными приставами некоммерческую организацию под контролем Минюста. Негосударственным исполнителям передаются только дела по коммерческим спорам. Их доля в общем объеме дел ФССП невелика по количеству, но значительна по сумме. Частные приставы будут независимы, они не работают на какую-то одну из взаимодействующих сторон. Их задача – установить баланс между интересами кредиторов и должников.

Новая структура поможет освободить экономику от груза просроченных долгов. Но важнее всего – сам факт исполнения судебных решений. Это индикатор силы и стабильности государства.

Больше материалов читайте здесь