Дюма-сын прожил жизнь под знаком отца.
Мы знаем, что он написал «Даму с камелиями». Но о его жизни мы не знаем почти ничего.
Однако, при жизни он был даже более знаменитым, чем отец.
Но поверить только!
Дыхание и размах этой семейки - Дюма – доносятся до нас на протяжении многих лет.
Тем не менее, сейчас, конечно, только Дюма-отец остаётся «живым» в душах читателей.
Дюма-сын впал в забвение. Одна лишь Леди с Камелиями пережила его.
Трудно поверить, что когда Дюма-сын был жив, его популярность превосходила популярность отца.
Но что еще более поразительно: это имя – Дюма-сын – он выбрал сам.
И продолжал называться так даже после смерти отца. Он назывался Дюма-сын. В этом отношении к отцу есть что-то трогательное.
У Дюма-сына были все основания ненавидеть отца. Например, литературное соперничество.
Но он вел себя иначе: вместо того, чтобы «убивать» своего отца, он заставил его выжиьб.
Большая история любви сына была любовь к отцу. А большая история отца стала его сыном.
Можно ли мы говорить о некоей страсти между ними?
Несомненно. Однажды Дюма- отец сказал своему сыну примерно следующее: «Если бы ты умел готовить, и если бы ты был андрогинным, мне не нужно было бы никакой любовницы, кроме тебя…»
Эта страсть была сильнее всего на свете.
После смерти отца Дюма-сын проявит поразительную привязанность к отцу.
Именно он будет внимательно следить, чтобы литературное наследие отца сохранилось.
И это несмотря на некоторые из отцовских проблем, которые сын, в конце концов, не смог вынести. Например, его связи со всяким сбродом и нравственное падение.
Но еще они были очень разные по темпераменту. Сын ратовал за порядок, а отец за беспорядок, если он не был естественным беспорядком.
Несмотря на их большую страсть друг к другу, в этом было и их большое расхождение.
Их взгляды разнились и в политической плоскости. Дюма-отец был сыном республиканского (то есть наполеоновского) генерала, и потому мог быть только республиканцем, хотя иногда он колебался.
Его сын в своем поиске порядка не был на самом деле против бонапартизма. Но старался не слишком компрометировать себя.
Но, конечно, политические взгляды у них были разные. Это еще и было связано с гражданскими войнами, которые Франция пережила в ту эпоху, в 1848 и 1870 годах.
К счастью, Дюма-отцу суждено было застать Коммуну.
Что касается манеры письма и литературы вообще, они сильно отличались.
- Дюма-отец был близок к романтизму, он даже воплощал его в своих произведениях.
- Дюма-сын - это начало реализма.
Их литературные представления не противоречили друг другу, они сменили друг друга.
Отец понимал эту новую литературу, но он продолжает превозносить свою собственную, романтическую.
Критики того времени превозносили современность и актуальность пьес Дюма-сына.
А все потому, что ему удалось запечатлеть дух своего времени. Ведь он брал все свои темы в новостях: люди, которые получали прибыль на фондовом рынке. Проблема безродных детей, несовершеннолетние девочки-матери, новых подход к отношениям между мужчинами и женщинами.
Всякий раз Дюма-сын переносил эту тематику на сцену в реалистичной манере.
Что касается вопроса об отношениях между мужчинами и женщинами.
Дюма-сын выступал за французский закон, который разрешал бы мужьям убить свою жену за супружескую измену. И в то же время Дюма-сын поддерживал эмансипацию женщин. Современным людям это может быть трудно понять.
А всё потому, что Дюма-сын очень репрезентативен, показателен для своего времени.
Ведь это он придумал слово «феминизм».
И он бросился в битву за него с энергией. Но и с сильными предубеждениями.
Он был за развод, но он против сексуального раскрепощения женщин.
Половое освобождение женщин в то время было связано с нежелательным материнством. И следовательно, с рождением безродных детей-сирот.
Весь конец жизни Дюма отмечен поражением и унижением. И его стремлением к общей морализации общественной жизни.
Эта морализация приходит через женщин, они должны воплощать её. В противовес считавшейся вредной социальной роли, которую воплощали великие куртизанки в течение всей Второй империи и вплоть до смерти Дюма-сына.
Но самый главный вопрос: почему же Дюма-сын на каком-то этапе все-таки впал в забвение?
Ведь это длится уже почти сто пятьдесят лет. Хотя он был великим писателем. Ведь он создал великий литературный миф. Не нужно читать «Даму с камелиями», чтобы знать: речь про куртизанку с большим сердцем, которая харкает кровью от туберкулеза.
Создание литературного мифа - редкая вещь.
Дюма-сына забыли потому, что было недостаточно внимания к его работе.
Причина в том, в каком жанре работал Дюма-сын.
Дюма-младший добился своих великих триумфов в театре.
Но что осталось от французского театра XIX века, кроме Мюссе и некоторых пьес Гюго?
Пьесы Дюма-отца также исчезли. Этот жанр не был освоен современностью.
И поэтому люди, которые прославились через театр, как бы «исчезли».
Для нас, для современников это означает, что все работы Дюма-сына (помимо «Дамы с камелиями») заслуживают переиздания, возрождения.
Ведь сын унаследовал от отца чрезвычайно сухой стиль письма, который не стареет.
А другие современники отца и сына Дюма по-настоящему исчезли из-за их плохого стиля: напыщенного, излишне красноречивого.
Хороши некоторые его романы, такие как «Афера Клемансо», они очень интересны. Так же, как его новеллы.
Дюма-сын заслуживает возрождения.
Дай-то бог!