В моде есть что-то таинственное. Откуда приходят эти законы, которым слепо покоряются даже самые умные и волевые люди? Это тайна, психологическая загадка. На что только не шла женщина ради моды...
В древнем Китае была в моде крохотная ножка – и девочкам бинтовали стопу. В феодальной Японии богатые женщины красили зубы чёрным лаком. Эпоха Возрождения требовала от женщины высокого лба и длинной шеи – и на лбу выщипывали волосы, а затылок выбривали.
Мода всегда категорична и даже жестока. И одним из самых жестоких по числу реальных жертв стал нежный и волшебный стиль ампир. Он явился причиной болезней и смертей прекрасных юных девушек Европы и России.
«Нагая» мода
Родоначальником этого модного течения, конечно же, был Париж. В ХIХ веке при императрице Жозефине взошла звезда настоящего художника, лучшего в Париже портного Леруа. Говоря сегодняшним языком, Леруа был блестящим модельером и вошёл в историю как создатель стиля ампир.
Почему же ампир получил название «нагая мода»?
Для платьев использовались полупрозрачные лёгкие ткани – муслин, батист и им подобные. Стиль ампир принёс завышенную талию, декольте, крохотные рукавчики. Ткани и крой подчёркивали все линии тела.
Но и этого казалось мало тогдашним красавицам. Они пропитывали легчайшие платья водой, чтобы подчеркнуть свою соблазнительность. Самые смелые дамы во Франции не надевали даже нижнего белья. Сияющая белая кожа ценилась дороже драгоценностей, поэтому украшения почти не носили. Этакая соблазнительная простота.
Рабство прекрасного
Конечно, стиль ампир требовал безупречной античной фигуры. Он предполагал прекрасное тело без изъянов, воздушность и грациозность.
Модницы России не отставали от парижанок. Только вот климат в России был не в пример суровее Франции.
Лёгкие воздушные платья принесли с собой самое страшное – неизлечимые болезни, чахотку и воспаление лёгких. В залах было жарко, на лестницах сквозило, на улицах дамы замерзали в холодных каретах.
Дошло до того, что французский «Журнал де Мод» (1802 г.) с тревогой призывал дам посетить Монмартское кладбище и собственными глазами удостовериться, сколько новых могил юных девушек появилось там благодаря «нагой моде».
Кстати, в известном романе Ж.Санд «Честь виконта» ещё одно подтверждение этому:
«Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье – в восемнадцать, мадемуазель Шапталь – в шестнадцать! За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие четыре десятилетия.»
Что же говорить о России с её лютыми зимами? Современник пишет:
«Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, которые плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете.» (Ф. Ф. Вигель «Записки» )
Красавицы дорого заплатили за следование этой жестокой моде. Пожалуй, более страшных времён история моды и не знала!
К счастью, это безумие кончилось благодаря супруге императора Наполеона Жозефине. Она ввела в моду кашемировые шали. А под платья начали надевать комбинезоны телесного цвета.
Однако вряд ли это произошло бы без Наполеона. Однажды он выгнал с бала подругу Жозефины госпожу Тальен за слишком откровенный наряд. Образцом будущий император считал наряды из плотных непрозрачных тканей, в которых можно свободно появляться при любом дворе, не вызывая возмущение других монархов.
Жозефина была законодательницей моды и, конечно, желала успеха своему возлюбленному. Она быстро подхватила идею, и скоро ампир приобрёл вид, хорошо знакомый нам по многочисленным картинам и фильмам-экранизациям того времени.
Чтобы лучше разбираться в костюме и истории моды в целом, можно почитать книгу «Как читать платье». Для новичков самое то!
Если вам нравится мой канал, ставьте лайк и подписывайтесь! Впереди много интересного.