Только представьте, миллионы людей до нас видели эти картины и сколько еще увидят. И все мы испытываем в эти моменты одинаковые чувства: благодарности, восхищения, душевного трепета и преклонения перед невероятным талантом художников.
Сейчас этот бесценный дар мирового наследия принадлежит нам. Потом перейдет нашим детям, внукам, следующему поколению. Искусство будет жить, пока человек слышит свое сердце, умеет чувствовать и сопереживать.
Предлагаю прямо сейчас прикоснуться к вечности, запечатленной в мгновении.
Вода - мощная стихия и безопасная гавань
Долгое время главными темами в живописи были люди и окружающие предметы. Потом художники обратили внимание на стихию - различные явления природы, которые находятся вне контроля человека и вызывают огромный эмоциональный отклик в душе каждого.
Морские бури, бушующий океан, крушения и сражения на воде - все это стало предметами изображения маринистов.
Вода на картине английского мариниста Рейнагла - чрезвычайно мощная стихия, враждебная, опасная, непредсказуемая и безжалостная.
Вы никогда не задумывались, как рисовать с натуры изменчивое море? Поразительно, как художникам тех лет удавалось запечатлеть бушующие волны, которые не бывают статичны. Фотографий не было, художник восстанавливал по памяти то, что видел, и больше домысливал, максимально внося в пейзаж личный, индивидуальный отпечаток, свое представление, как должно быть.
В картине Стэнфилда перламутровые гребни волн повторяют скалистый пейзаж и грозовые облака на заднем фоне. Обратите внимание на точку, откуда мы наблюдаем: зритель находится рядом, в эпицентре, в опасной близости от заливаемого водой корабля. Он не сторонний наблюдатель, а один из участников событий - отсюда тревога и беспокойство, рождаемое произведением.
Царство льда, обманчивая спящая красота, мнимое спокойствие и безмолвие, которое не в в состоянии скрыть следы прошлых трагедий и потрясений. На картине нет активных участников, природа будто затаилась, поджидая в свои расставленные сети новые жертвы.
Признанный гений, величайший маринист 19-го века - И.Айвазовский. Особенно хороши в его исполнении грандиозные картины разрушительной энергии, устрашающий, бездонный океан в момент наивысшего накала страстей. Что может человек перед стихией, сметающей все на своем пути...
На картине "Прибой" тоже разворачивается драма: отчаянная борьба за жизнь противопоставлена таинственной и манящей морской пучине. Вода не выглядит устрашающей, прозрачные глубины словно намекают на второй шанс, благосклонно даря возможность спасения.
Битва и борьба постепенно уступают место чистому морю, без кораблей и людей. На смену маринистам, с неприветливым морем и затянутым грозовыми облаками небом, приходит оптимистичный пейзаж и миролюбивая водная гладь. Крохотные лодки хорошо защищены природной бухтой, прозрачная вода абсолютно спокойна, каменистое побережье и горные отвесы усеяны богатой растительностью, земля благосклонна и плодородна.
Движение, оживление, сверкающие на солнце блики, игривая рябь речного залива, мы словно покачиваемся в такт легкому волнению на воде. Все приятно и удобно для праздной публики: пристань, мостик, прогулочные лодки, купальные зоны и рукотворный островок для отдыха на свежем воздухе.
Слоистые потоки водопада на картине Дубовского похожи на мышечные волокна огромного живого существа. Могучее, непрерывное движение в предсказуемом направлении. Эта мощь не несет угрозы, человек научился жить рядом. Природа существует параллельно, если люди не пытаются ее покорить.
Умиротворяющий деревенский пейзаж Левитана. Вода, земля и воздух - три равновесные части композиции. Но приглядимся внимательнее. Вода отражает и вмещает в себя и облака, и одиночные избушки, и небольшой лес. Озеро становится целым, единым смысловым центром картины. Что кажется естественным в обычной жизни, в искусстве часто получает дополнительное значение. У художника масса возможностей сэкономить затраченные усилия. Если работа проделана, значит, это зачем-то нужно.
Картина П. Мёнстеда настолько реалистична, что ее можно спутать с фотографией. Художник изобразил один из моментов заката солнца. Обычно вода обладает большей подвижностью по сравнению с почти статичным солнцем. Здесь наоборот: практически неподвижное, спокойное озеро, словно кадры кинохроники, передает торопливое движение заходящего светила.
Природа во всеоружии, нарядная, праздничная красота, торжество и буйство красок. Насыщенная синева озера гармонично сочетается с выразительными и яркими красками осеннего леса. Трепещущие разноцветные листья тонут в "барашках" цветовой ряби. Многократно повторенные, будто кудрявые, мазки кисти рождают ощущение целостности воды и листвы на деревьях. Поверхность картины кажется рельефной, витиевато-узорной, наложенной на особый текстурный холст.
А цвет воды! Не только в этой картине, окиньте взглядом все изображения, что мы успели рассмотреть. Вся палитра, весь арсенал, все оттенки, даже коричневый, желтый и красный - это удивительно!
Но и так статья получилась достаточно объемная... Старалась отобрать произведения, которые не слишком известны и не успели примелькаться. Если авторский текст и подборка картин не оставили вас равнодушными - буду благодарна за положительную отметку.
Приглашаю продолжить "путешествие", следующая стихия - ВОЗДУХ:
12 мировых шедевров, в которых "нарисован" воздух
Роскошный натюрморт: зачем столько продуктов?
Солнечный заряд позитива в картинах талантливых современников