Который раз убеждаюсь, что большинство персонажей наших сказок берут свое начало в славянской мифологии, дошедшие до наших дней в удивительных образах. После крещения Руси языческое наследие большей частью уходит в прошлое, хотя при этом целый пласт духовной культуры, формировавшийся на протяжении длительного времени приобретает новые образы, растворяясь в народных сказках, былинах и повериях.
Мороз (Зимник, Трескун, Студенец), является сыном Мары и Велеса. В древних славянских сказках является богом зимы и мороза. Представлен он в виде старичка, низенького роста с длинной бородой. Живет Мороз в ледяной избушке, и попасть туда можно только пройдя через колодец (в мультфильме "Чудесный колодец" 1956 года мультипликаторы это отобразили). Также в сказках его называют Морозко. Здесь он предстает в виде старика-волшебника с посохом, в теплой шубе синего цвета. (также его образ был отображён в фильме "Морозко").
Удивительно, но считается что добрый Дедушка Мороз раньше был не такой уж и добрый. Якобы древние славяне относились к нему с опаской, считая его злым и жестоким. По легендам, он принимал жертвоприношения и воровал детей, унося их в мешке. Приписывают ему и то, что если встретить его на своем пути, можно было окоченеть от холода. А когда он бил своим посохом по бревнам изб, то трещали они лопались.
Возможно, из-за борьбы с язычеством, Деда Мороза преподносили в таком виде. Отношение православной церкви довольно неоднозначно, т.к. его появление относят к обожествлению сил природы, т.е. к язычеству. Сейчас же к нему относятся как к доброму сказочному персонажу.
Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная компания не пощадила ни Рождество, ни Деда Мороза, ни сказок. Всё это было признано вредным "старорежимным" обманом народных масс.
Гонения на Деда Мороза прекратились тогда, когда товарищ Сталин разгромил "вечных революционреов", был реабилитирован и 1-го января 1937 года Дед Мороз посетил первую Кремлёвскую ёлку.