Интересно, задумывался ли кто-нибудь над тем, насколько науки вечны. В том плане: может ли какая-то наука умереть, просто перестать быть нужной.
Под смертью подразумевается не физическое исчезновение, а некое событие, некоторый момент, после преодоления которого ничего нового открываться уже не будет, момент когда все уже изучено, будущего у науки нет.
Почему-то на ум приходит область моих научных знаний, а именно — история.
История — наука о прошлом, наука о том, что было и, скорее всего, никогда уже не будет. В ней мы познаем сегодняшний мир через призму прошлого. Экстраполируем (переносим) наш исторический опыт на бытность и сегодняшнее понимание мира.
И сразу же возникает вопрос - а когда прошлое будет в большей или меньшей мере изучено, что будет с наукой?
Это довольно-таки философская мысль, но рано или поздно все артефакты будут найдены, а проблемы решены. Ведь наступит же такой период.
Даже сейчас уже есть темы или исторические источники, которые бесполезно изучать, ибо они досконально исследованы, и приходится искать новые подходы, новые методы и так далее.
Конечно же можно переписывать историю, ее изменять, но все же….
Но кроме «изученности» есть и другой вызов. Это сегодняшний день, а вернее процессы, происходящие с нашим миром.
А именно - с появлением интернета, как источника знаний.
К сожалению, для сегодняшнего человека исторические знания в виде хронологической канвы происходящего (даты-события) уже потеряли какую-либо ценность.
Хотя подавляющее большинство изучающих историю, а это школьники, постигающие ее на школьной скамье, узнают историю именно через даты и события. А с интернетом учебник и даже учитель становятся уже не нужны. Все можно выяснить за считанные секунды и знать не хуже учителя или учебника, ибо вся информация под руками.
Однако, фактом является то, что для историка его наука не только и не столько зиждется на датах и событиях — для ученого важнее процессы и движущие ими причины.
Да и восприятие и изложение дат, и событий слишком субъективно, так как каждый излагает произошедшее по-своему — ведь даже только что услышанный анекдот будет тут же пересказан чуть-чуть иначе не только новым рассказчиком, но и тем, кто минуту назад его поведал миру.
Хотя, отметим, что каждое событие точно и объективно и имеет безошибочную дату — но, кто же это знает? Никто и никогда.
Поэтому в будущем — далеком или нет — нашу науку ждут фундаментальные изменения. Предполагаю, что вектор будет в сторону «общества знания» или «познания мира». То есть будут учить не хронологии событий, а процессам, векторам, принципам, по которым развивается мир.
Не изучать, когда, почему и зачем началась Вторая Мировая война или Первая, а почему 20-й век — эпоха противостояния идеологий, или — как так получилось, что все Великие державы прошлого ушли со сцены в пользу США и СССР.
В общем, в интересное время мы с вами живем. Нам еще только предстоит оценить масштабы вызовов, стоящих перед историей, как наукой, да и перед другими науками также.
А что думаете вы? Умрет ли история?
Если понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на дзен и соц.сети (вк), а также слушайте подкасты