Найти тему
Russian Dodge Ram Club

Трак-кемпер, трейлер или автодом?

​Тема караванинга со временем начинает тревожить сердца большинства автопутешественников. Если передвижение на автомобиле делает вас независимым от расписания общественного транспорта и позволяет куда меньше задумываться о весе и размере багажа, то наличие автодома, кажется, способно подарить полную свободу.

Из истории караванинга

Строго говоря, изначально караванингом назывался кочевой образ жизни, и его история измеряется веками. Первые автодома, которые начали широко использоваться в 19-м веке во Франции и Британии, представляли из себя гужевые повозки и были предназначены для тех, чьи постоянные переезды были вынужденной мерой или просто образом жизни. К караванерам той поры относились цирковые артисты, вольные художники и цыгане.

Появление автомобильного транспорта привело к появлению целой субкультуры караванеров (RV lifestyle) – людей, которые проповедуют свободу перемещения и отсутствие вынужденной привязки к месту жительства. Как это обычно бывает, рынок быстро адаптировался к новым веяниям и началось развитие инфраструктуры в виде кемпингов, где каждый может подключиться к стационарным коммуникациям.

Современные кочевники, Британия, начало XXI–го века.
Современные кочевники, Британия, начало XXI–го века.

Сейчас мы все являемся свидетелями резкого роста интереса к автопутешествиям в России и формат караванинга представляется весьма перспективным. Как никак – страна огромная, а туристическая инфраструктура, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Классификация караванов

Караваны (за океаном их чаще называют RV = Recreational Vehicle или motorhome, а в Европе – кемперами) делятся на следующие категории по принципу передвижения.

Жилой автомобиль (Motorhome)

Motorhome на базе грузового фургона Fiat Ducato
Motorhome на базе грузового фургона Fiat Ducato

Так называют автодом на колесах, являющийся самостоятельным транспортным средством. В США жилые автомобили делятся на классы по размеру. К классу "А" относятся большие автодомы, сконструированные на базе грузовиков и автобусов – по оснащению, площади и стоимости не уступающие среднеформатной городской квартире. Класс "B" представлен более привычными нашему взору небольшими автодомами, широко распространенными в Европе.

Интегрированный автодом Hymer
Интегрированный автодом Hymer

В самой Европе они подразделяются также на интегрированные и полу–интегрированные автодома. Интегрированные автодома строятся, как правило, с нуля и обладают уникальным дизайном, в отличии от полу–интегрированных, которые строятся на базе серийных легких грузовиков и фургонов, сохраняя с ними внешнее сходство. Кроме этого к отдельной категории "B+" относят альковные автодома, (когда спальное место – альков – расположено над кабиной) предназначенные для большего количества путешественников. К классу "С" принято относить небольшие и не всегда полноценные дома на колесах, созданные на базе стандартных микроавтобусов и автомобилей, а также любые самоделки.

Жилой прицеп (Trailer)

К трейлерам относятся караваны, предназначенные для буксировки автомобилем на жесткой сцепке. Трейлеры бывают самых разных размеров: от роскошных апартаментов, требующих седельного тягача до примитивных прицепов–палаток, которые выпускались даже в СССР.

Трейлер Jayco
Трейлер Jayco

Трак-кемпер

Трак-кемперы относительно недавно попали в наше поле зрения, в то время, как нам хорошо знакомо слово "кунг", которое произошло от советской аббревиатуры "Кузов унифицированный нулевого габарита". По сути, кунг – это прямой родственник трак-кемпера – жилого модуля, устанавливаемого в кузов пикапа и не имеющего собственной колесной базы. Трак-кемпер – единственный тип каравана, который не является самостоятельным транспортным средством.

Караваны: преимущества и недостатки

Плюсы и минусы караванов определяются целесообразностью затрат на уровень комфорта и форматом ваших поездок.

Автодома

Автодома – это комфортно и дорого. Автодом в собственность целесообразно покупать только если вы очень часто путешествуете по асфальтированным дорогам на большие расстояния. В противном случае, если вы хотите попробовать караванинг на вкус – автодом лучше взять в аренду. Впрочем, даже в случае аренды, едва ли вам удастся сэкономить на гостиницах, зато вы приобретете новые уникальные впечатления.

Автодом категории "А" Fleetwood
Автодом категории "А" Fleetwood

​Постоянная составляющая в стоимости владения автодомом складывается из его амортизации (грубо говоря – разницы между ценой покупки и продажи) и обязательных платежей (страховка, техосмотр, регистрация, налоги, место для стоянки и т.д.). Неприятно то, что эта часть стоимости владения никак не связана с тем, насколько активно вы путешествуете – эти деньги вы платите, даже если автодом простаивает. Сюда еще следует присовокупить стоимость регулярного обслуживания и ремонта автодома, как совершенно обыкновенного, но весьма большого автомобиля.

Автодом требует обслуживания, как большой автомобиль
Автодом требует обслуживания, как большой автомобиль

Итак, в плюсах автодома – комфорт, а в минусах:
– Высокая стоимость владения; 
– путешествия, как правило, ограничены асфальтовыми дорогами.

Жилые прицепы

Трейлеры стоят существенно дешевле автодомов и требуют значительно меньших затрат на техническое обслуживание. Поэтому стоимость владения трейлером при сравнимом комфорте намного меньше.

Автодом из ГДР Bastei 2, 1983 год
Автодом из ГДР Bastei 2, 1983 год

Собственно все минусы "трейлероводства" проистекают из их форм-фактора:

  • Требуется категория и навыки для управления ТС с прицепом;
  • Жилая инфраструктура трейлера, в силу требований безопасности, доступна только на стоянке;
  • Требуется соответствующий прицепу тягач, категория водительских прав и выбор маршрута;
  • Прицеп является транспортным средством и требует постановки на учет и дополнительных затрат на страховку, обслуживание и техосмотр.

Трак–кемперы

Трак–кемперы не являются транспортными средствами и поэтому лишены большинства недостатков, описанных выше. Стоимость владения жилым модулем для пикапа состоит только из затрат на амортизацию, а она минимальна. Дело в том, что дешевеют трак-кемперы очень медленно, ведь ломаться и устаревать там практически нечему. Честно говоря, я вижу только два минуса трак-кемпера – отсутствие единого пространства с кабиной и ограничение базовых размеров характеристиками пикапа.

Трак-кемпер для УАЗа "Патриот" или первые маленькие победы импортозамещения
Трак-кемпер для УАЗа "Патриот" или первые маленькие победы импортозамещения

В наших условиях именно проходимость и независимость от вероломных идей регулирующих органов (вспомните историю с техрегламентом) – качества уникальные, поэтому развивать эту рыночную нишу – задача не просто перспективная, но и патриотичная.

На видео – простой и быстрый процесс загрузки жилого модуля на пикап

Первоисточник статьи – на нашем сайте.