Тема караванинга со временем начинает тревожить сердца большинства автопутешественников. Если передвижение на автомобиле делает вас независимым от расписания общественного транспорта и позволяет куда меньше задумываться о весе и размере багажа, то наличие автодома, кажется, способно подарить полную свободу.
Из истории караванинга
Строго говоря, изначально караванингом назывался кочевой образ жизни, и его история измеряется веками. Первые автодома, которые начали широко использоваться в 19-м веке во Франции и Британии, представляли из себя гужевые повозки и были предназначены для тех, чьи постоянные переезды были вынужденной мерой или просто образом жизни. К караванерам той поры относились цирковые артисты, вольные художники и цыгане.
Появление автомобильного транспорта привело к появлению целой субкультуры караванеров (RV lifestyle) – людей, которые проповедуют свободу перемещения и отсутствие вынужденной привязки к месту жительства. Как это обычно бывает, рынок быстро адаптировался к новым веяниям и началось развитие инфраструктуры в виде кемпингов, где каждый может подключиться к стационарным коммуникациям.
Сейчас мы все являемся свидетелями резкого роста интереса к автопутешествиям в России и формат караванинга представляется весьма перспективным. Как никак – страна огромная, а туристическая инфраструктура, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Классификация караванов
Караваны (за океаном их чаще называют RV = Recreational Vehicle или motorhome, а в Европе – кемперами) делятся на следующие категории по принципу передвижения.
Жилой автомобиль (Motorhome)
Так называют автодом на колесах, являющийся самостоятельным транспортным средством. В США жилые автомобили делятся на классы по размеру. К классу "А" относятся большие автодомы, сконструированные на базе грузовиков и автобусов – по оснащению, площади и стоимости не уступающие среднеформатной городской квартире. Класс "B" представлен более привычными нашему взору небольшими автодомами, широко распространенными в Европе.
В самой Европе они подразделяются также на интегрированные и полу–интегрированные автодома. Интегрированные автодома строятся, как правило, с нуля и обладают уникальным дизайном, в отличии от полу–интегрированных, которые строятся на базе серийных легких грузовиков и фургонов, сохраняя с ними внешнее сходство. Кроме этого к отдельной категории "B+" относят альковные автодома, (когда спальное место – альков – расположено над кабиной) предназначенные для большего количества путешественников. К классу "С" принято относить небольшие и не всегда полноценные дома на колесах, созданные на базе стандартных микроавтобусов и автомобилей, а также любые самоделки.
Жилой прицеп (Trailer)
К трейлерам относятся караваны, предназначенные для буксировки автомобилем на жесткой сцепке. Трейлеры бывают самых разных размеров: от роскошных апартаментов, требующих седельного тягача до примитивных прицепов–палаток, которые выпускались даже в СССР.
Трак-кемпер
Трак-кемперы относительно недавно попали в наше поле зрения, в то время, как нам хорошо знакомо слово "кунг", которое произошло от советской аббревиатуры "Кузов унифицированный нулевого габарита". По сути, кунг – это прямой родственник трак-кемпера – жилого модуля, устанавливаемого в кузов пикапа и не имеющего собственной колесной базы. Трак-кемпер – единственный тип каравана, который не является самостоятельным транспортным средством.
Караваны: преимущества и недостатки
Плюсы и минусы караванов определяются целесообразностью затрат на уровень комфорта и форматом ваших поездок.
Автодома
Автодома – это комфортно и дорого. Автодом в собственность целесообразно покупать только если вы очень часто путешествуете по асфальтированным дорогам на большие расстояния. В противном случае, если вы хотите попробовать караванинг на вкус – автодом лучше взять в аренду. Впрочем, даже в случае аренды, едва ли вам удастся сэкономить на гостиницах, зато вы приобретете новые уникальные впечатления.
Постоянная составляющая в стоимости владения автодомом складывается из его амортизации (грубо говоря – разницы между ценой покупки и продажи) и обязательных платежей (страховка, техосмотр, регистрация, налоги, место для стоянки и т.д.). Неприятно то, что эта часть стоимости владения никак не связана с тем, насколько активно вы путешествуете – эти деньги вы платите, даже если автодом простаивает. Сюда еще следует присовокупить стоимость регулярного обслуживания и ремонта автодома, как совершенно обыкновенного, но весьма большого автомобиля.
Итак, в плюсах автодома – комфорт, а в минусах:
– Высокая стоимость владения;
– путешествия, как правило, ограничены асфальтовыми дорогами.
Жилые прицепы
Трейлеры стоят существенно дешевле автодомов и требуют значительно меньших затрат на техническое обслуживание. Поэтому стоимость владения трейлером при сравнимом комфорте намного меньше.
Собственно все минусы "трейлероводства" проистекают из их форм-фактора:
- Требуется категория и навыки для управления ТС с прицепом;
- Жилая инфраструктура трейлера, в силу требований безопасности, доступна только на стоянке;
- Требуется соответствующий прицепу тягач, категория водительских прав и выбор маршрута;
- Прицеп является транспортным средством и требует постановки на учет и дополнительных затрат на страховку, обслуживание и техосмотр.
Трак–кемперы
Трак–кемперы не являются транспортными средствами и поэтому лишены большинства недостатков, описанных выше. Стоимость владения жилым модулем для пикапа состоит только из затрат на амортизацию, а она минимальна. Дело в том, что дешевеют трак-кемперы очень медленно, ведь ломаться и устаревать там практически нечему. Честно говоря, я вижу только два минуса трак-кемпера – отсутствие единого пространства с кабиной и ограничение базовых размеров характеристиками пикапа.
В наших условиях именно проходимость и независимость от вероломных идей регулирующих органов (вспомните историю с техрегламентом) – качества уникальные, поэтому развивать эту рыночную нишу – задача не просто перспективная, но и патриотичная.
На видео – простой и быстрый процесс загрузки жилого модуля на пикап
Первоисточник статьи – на нашем сайте.