«Именно те люди, которые не знают, что им делать самим с собой, они всегда прекрасно знают что им нужно делать с обществом!» (цитата из х/ф «Крейцерова соната» 1987 г. режиссер: М. Швейцер)
Диалог из фильма
«-Господа, господа! Вы читали последнюю повесть графа Толстого?
-Нет.
-До того дописался, что проповедует безбрачие.
-Вот как?! А у меня две дочери невесты, что же им теперь бедным девушкам делать?
-До прекращения рода человеческого договаривались.
-Как жаль, что наши русские писатели так скоро лишаются рассудка… От чего бы это, а?»
С этих слов начинается фильм "Крейцерова соната", в котором играют Олег Янковский, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Калягин.
В этой картине хорошо раскрыты роковые отношениях между мужчиной и женщиной, о которых писал Л.Н.Толстой, размышления о Боге, о бессмысленности брака, о жизни до супружества, об обмане, о духовности, о ревности, об эгоизме, о детях. История-драма. Если удасться посмотреть, то смотрите и делитесь впечатлениями.
А я продолжу...
Толстой много читал и размышлял над вопросом веры. После мучительных поисков истины и душевных терзаний создал романы «»Воскресенье», «В чем моя вера?», «Исповедь», в которых критиковал церковь, и писал о том, каким должно быть христианство.
Он считал, что человек может верить в Бога и без духовенства, много трудится над созданием новой религии, в которой не будет насилия, а лишь всеобщая любовь, нравственное самосовершенствование личности и отказ от большинства благ цивилизации. Его взгляды нравились массам. Толстого поддерживали. Назревал конфликт.
Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось:
«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной».
«Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею»
«Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины»
Толстой не раскаялся. Он написал ответ.
«...Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять её обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым».
Одних это вдохновило, других разгневало, третьи недоумевали, четвертые считали, что он сам возомнил себя Богом.
Талантливый, богатый, уважаемый, известный во всем мире… Что двигало им? Обрел ли он свое счастье?