В этой статье расскажем про девять прекрасных симфоний великих композиторов. В конце статьи будут даны ссылки на альбомы Яндекс.Музыки.
Симфония № 1. И. Брамс
«Когда немец говорит о симфонии, он говорит о Бетховене» – этот тезис Р. Шумана являлся основным ментальным препятствием для Брамса в работе над своей Первой симфонией. Композитор понимал, что не может снизить планку, заданную Гайдном, Моцартом и Бетховеном в этом жанре. Закончив произведение Брамс преодолевает этот психологический барьер и выходит из тени венских классиков. Благодаря первой симфонии он освобождается от опеки учителя (Бетховена) и начинает творить без оглядки на него, именно поэтому остальные три симфонии сделают из Брамса великого симфониста.
Симфония № 2. С. Рахманинов
Вторая симфония Рахманинова – величайшее достижение в мировой классической музыке. После провала Первой симфонии, который во многом был по вине Глазунова, дирижировавшим произведением тогда еще молодого музыканта, – Рахманинов потерял в себе композиторскую уверенность, в первую очередь как симфониста, но после долгих пересмотров партитуры второй симфонии, он все-таки завершил эту работу.
Композиторский триумф на премьере Второй симфонии вернул Рахманинову веру в собственные способности. Особо стоит отметить 3-ю часть произведения – это, воистину, одно из самых красивых Адажио русской романтической музыки. «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки…» (Б. Асафьев). Это мечтательная мелодия скрипок, которая побеждает неспокойный характер первый части, побочная партия которой вступает в конфликт с основной темой Адажио. Во второй симфонии музыка выражает не только переменную русскую погоду, но и политическую неразбериху, которая в то время поставила Россию на путь революции.
Симфония № 3. А. Брукнер
С первых нот Третья симфония Брукнера поражает своим драматическим масштабом, где большое внимание уделяется осмыслению траура. Брукнер, конечно, сам по себе «траурный» композитор. Он как никто другой сумел осмыслить эту тему наиболее глубоко и искренне. Именно в его музыкальных откровениях стихии трагедии всегда сплетаются с добрыми воспоминаниями и светлой лирикой, которые противостоят внутреннему мраку. Вторая часть симфонии – ключ к пониманию музыкального замысла. В нежном адажио отразились воспоминания об ушедшей матери композитора. Здесь память о любимом человеке побеждает печаль и патетическое горе. Весь конфликт симфонии – борьба душевного гнета и человеческого мужества.
Симфония № 4. С. Танеев
Сергея Танеева сложно назвать искусным симфонистом, если сильно утрировать, то первые три блина на этом поприще у него вышли комом, чего нельзя сказать о Четвертой симфонии – истинном выражении русской души. В этом произведении композитор достиг вершины своего творческого Олимпа. Можно предположить, что это музыкальное воплощение русского характера и России в целом. Все также контрастно и неоднозначно, темы некой северной суровости сменяются лирическими настроениями, которые перетекают в ритмы танцев, впоследствии превращающиеся в демонический марш, который вряд ли рисует нам красочную картину. Послушайте. В этом произведении отражена история последних десятилетий Российской Империи. Танеев же – великий художник, – обладал пророческим даром и в финале симфонии, вероятно, предвидел крах эпохи...
Симфония № 5. Л. ван Бетховен
Наверное, никто в музыке не осмыслил тему судьбы так, как это сделал Бетховен в знаменитой Пятой симфонии. В начале произведения судьба вовсе не «стучится к нам в дверь», а врывается, бесцеремонно объявляя свое главенство. Но Бетховен ведь не «серьезный композитор», как говорят многие, а очень даже комичный, и с судьбой он обходится также – шутит с ней и играет. Поэтому в финале первой части, которая вроде бы так грозно начинается, уже играют нотки юмора, будто бы человек Бетховен с самой судьбой попивает чай за веселым разговором. Симфония о том, насколько человеческий гений сильнее и важнее судьбы, смерти и прочих так пугающих нас вещей. В юморе и авантюрности у Бетховена всегда спасение, он готов и не боится играть и шутить с этими вещами.
Симфония № 6. Н. Мясковский
Вся мелодия симфонии пронизана тревогой, при прослушивании складывается ощущение ожидания какой-то неизбежной грозы, иначе говоря, – темных времен. Чайковский в своей симфонии находил Рай и завершал все земные конфликты. Траурность же симфонии Мясковского – демоническая. Даже проблески света во второй части произведения угасают под энергичным натиском революционной бури. В 20-х годах это интерпретировалось как победа эпохи современного звука, который уничтожает лживые буржуазные идеи. Но кто умеет слушать, услышит эту колоссальную тревогу за будущее, которое видится композитору отнюдь не прекрасным.
Симфония № 7. Я. Сибелиус
Седьмая симфония Сибелиуса – большой шедевр маленькой Финляндии. Эта квинтэссенция не только жизненного опыта композитора, но и целого романтического искусства. Так уходят эпохи, так заканчиваются жизни... Это невероятно красиво, но, вместе с тем, – невыносимо грустно. Я бы назвал Седьмую последнем откровением музыкальной лирики, яркой вспышкой былого величия симфонических полотен. Прозвучат последние аккорды, закроются глаза, а в календаре уже ознаменовался XX век и его индустриальный шум... Здесь Сибелиус высказал свою финальную исповедь у могилы музыки романтизма.
Симфония № 8. А. Дворжак
Восьмую симфонию Дворжака можно отнести к золотому фонду музыкального романтизма. И действительно, при прослушивании понимаешь, что это высшее проявление искусства. Героизм, любовь, торжество – все это гармонирует друг с другом, создавая прекрасные образы чешской природы. Но у музыки все-таки нет национальности, поэтому это красота мира, со своими естественными противоречиями, где есть деятельность человека, а есть процессы, независимые от него. В этом вечном конфликте пребывает душа романтика, которая погружена в думы об устройстве мироздания и блуждает в поисках Бога. Высшие вопросы – рождают великое искусство, такое, как это произведение.
Симфония № 9. А. Петтерссон
Петтерссон – великий симфонист XX столетия. Равных ему, пожалуй, в этом веке нет. Это человек, сумевший диссонансы и музыкальный хаос (характерные мелодические черты эпохи) привести в порядок, благодаря чему мы чувствуем гармонию в дисгармонии. Если бы эпитафии имели звук, то звучали бы они именно так.
Есть поверье о проклятии Девятой симфонии. Казалось бы, что Петтерссона оно обошло, ибо после Девятой написано было еще 7 симфоний. И все-таки нет. После окончания работы над Девятой, полиартрит Петтерссона дает осложнения и практически приковывает его к постели. Последние десять лет, когда были написаны оставшиеся симфонии, для композитора были наполнены настоящими муками.
Данное произведение стало неким рубиконом для композитора. Можно сказать, что эта, симфония автора (и последующие) выражает состояние духа, рвущегося ввысь, но удерживаемого оковами тела на земле. Оттого неистовая боль и конвульсии, слышимые в музыке великого Петтерссона. Произведение требует вдумчивого, рефлексирующего прослушивания.
Ссылки на Яндекс.Музыку:
1. Брамс – Симфония № 1
2. Рахманинов – Симфония № 2
3. Брукнер – Симфония № 3
4. Танеев – Симфония № 4
5. Бетховен – Симфония № 5
6. Мясковский – Симфония № 6
7. Сибелиус – Симфония № 7
8. Дворжак – Симфония № 8
9. Петтерссон – Симфония №9
Еще больше познавательных материалов, в том числе и полные статьи про все перечисленные здесь симфонии – в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus