Уважаемые читатели!
Мы планируем регулярно публиковать малоизвестные, но весьма любопытные сведения, которые произошли в мире спорта в нашей стране и республике в разные годы. Надеемся, что они заинтересуют Вас, и Вы со своей стороны поделитесь с нами сведениями об интересных моментах спортивной истории, которые известны Вам.
Однажды, январским днём 1946 г., спортивные функционеры СССР повезли члена Политбюро ЦК К. Е. Ворошилова на стадион “Динамо” – показать диковинную игру на льду длинными клюшками с необычными крюками на конце. На морозе он долго не задержался – предпочел отогреваться в специальной гостиной под трибуной. Выпивая и закусывая, он повторял: “Хорошо!..”. Окружающие поняли, что это он о хоккее.
Вскоре на одном из заседаний Политбюро ЦК Ворошилов сделал доклад о “канадском хоккее”. Сталин выслушал внимательно, не проронив ни слова после выступления. Но вывод напрашивался следующий: нам такой хоккей нужен. Окружение Генерального секретаря Политбюро ЦК поняло окончательно: он – не против.
Уже в марте председатель Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту Николай Романов подписал приказ о розыгрыше первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой, который в официальных документах именовали “канадским хоккеем”. И лишь в ближайшем окружении главы спорткомитета знали историю появления приказа.
13 января 1950 года под Свердловском трагически погибли в авиакатастрофе хоккейная команда ВВС, вице-чемпион СССР. Это случилось после того как командующий авиацией Московского военного округа генерал-лейтенант Василий Сталин отправил подопечных хоккеистов самолетом полка правительственной связи на матч первенства страны с челябинским “Дзержинцем”, хотя они вполне могли добраться и поездом.
“Дуглас” вылетел в Челябинск с Центрального аэродрома столицы. Перед вылетом экипажу сообщили, что Урал закрыт из-за нелетной погоды. Поэтому самолёт совершил вынужденную посадку в Казани. Из аэропорта Борис Бочарников, лишь перед отлетом назначенный играющим тренером, доложил по телефону о происшедшем и просил быстрее отправить команду дальше. Несмотря на неблагоприятные метеоусловия, Василий Иосифович приказал дать “Дугласу” вылет.
Самолёт полетел, однако не в Челябинск, а в Свердловск, расположенный на правительственной трассе, которую пилот знал прекрасно. “Дуглас” он сажал в полном тумане. В аэропорту включили на полную мощность прожектора вдоль посадочной полосы, чтобы облегчить посадку. Но пассажиры, увидев в иллюминаторах необычный свет, приняли его за огонь пожара. В начавшейся панике все бросились в конец самолета, из-за чего машина потеряла центровку. Пилоту выправить машину уже не удалось, и она рухнула вниз, не долетев до полосы аэродрома нескольких сот метров.
Помимо экипажа и тренера, погибло еще десять хоккеистов. Среди них – Харий Меллупс и Роберт Шульманис (рижане, удивлявшие техникой, выдержкой и элегантностью в игре), Иван Новиков и Зденек Зикмунд (бывшие спартаковцы входили не только в хоккейную, но и в теннисную элиту страны), Юрий Жибуртович (ветеран хоккейной команды ВВС) и Юрий Тарасов (младший брат Анатолия Тарасова, талантливый спортсмен довоенных лет).
В том полете на борту “Дугласа” не было Александра Виноградова, Виктора Шувалова, Евгения Бабича и Всеволода Боброва.
О трагедии, случившейся вскоре после 70-летия Иосифа Сталина, народу было объявлено лишь 19 лет спустя. К тому времени любители хоккея и журналисты уже подзабыли, как расшифровывалась в спортивном фольклоре аббревиатура ВВС: "Ватага Василия Сталина".
Приглашаем вас читать уфимскую культурную и литературную газету "Истоки" https://istokirb.ru/ Вам понравится!