Хотя это может показаться странным, но у пяти частей "Рэмбо" есть всего одна общая черта (не считая Сталлоне как само собой разумеющее): одинаково скромный хронометраж. Каждое приключение несгибаемого ветерана Вьетнама укладывается в полтора часа (+-5 минут), и тем удивительнее, насколько же по-разному они смотрятся.
Посмотрев новую и, будем надеяться, последнюю главу приключений Рэмбо, решил расставить все фильмы в последовательности от лучшего к худшему.
Рэмбо: Первая кровь. Кто-нибудь вообще помнит, что история Джона Рэмбо началась как мощная драма о несправедливом отношении к ветеранам войны, заряженная диким саспиенсом, где главный герой вообще-то не хочет никого убивать? Выверенная структура сюжетных перипетий; Слай, играющий так, как никогда не играл; КАЖДЫЙ экшен-эпизод хочется поставить в рамочку - настолько это стильно, красиво и продуманно выглядит. Это единственная часть, где можно увидеть в главном герое надломленного человека, а не машину для убийств. Классика, которая смогла не устареть за 37 лет. Nothing is over! (с)
Рэмбо IV. В этой части неожиданно сильно ощущается общий нуарный, более реалистичный и склонный к фатализму настрой - Рэмбо уже повидал столько дерьма, что ничто не сможет его убедить в том, что всё будет хорошо. И постаревший прям как надо, 60-летний Слай (взявшийся за режиссерский руль) тут как никогда убедителен в своей мрачной жестокости. Да, тут есть есть анекдотичный момент, где герой 4(!) раза за 10 минут отказывает в помощи, но потом внезапно соглашается. Но это всё прелюдия к дальнейшему безумию, творящемуся на экране. Первая же сцена насилия длится всего от силы пары секунд, однако в мозгу остается яркой вспышкой. Дальше начинается самое брутальное, бескомпромиссное и кровавое зрелище во всей франшизе - образцовый стелс-экшен под дождём, игра в кошки-мышки в лесу, и, конечно, финальная бойня (иначе это не назвать), которая затыкает за пояс многие образцы жанра. Наверное, так и следовало уйти на этой мажорной ноте: всему покрытому чужой кровью и с вырванным кадыком - как экранного врага, так и охреневшего зрителя.
Рэмбо 3. Да, это совершенно дикая клюква в духе того времени - плохие русский здесь плохие до скрежета зубов, а жители Афганистана - благородные воины-освободители, рука об руку с Рэмбо спасающие свою страну и незадачливых американцев из лап красного медведя. Это смотрится смешно, но надо понимать, что с точки зрения арки персонажа всё абсолютно верно - будучи во времена войны во Вьетнаме оружием в руках агрессивной Америки, теперь персонаж меняет роль и, наоборот, противостоит наглому и жестокому агрессору. Однако, если отбросить всю политики и наивную идеологию, то останется просто технически хорошо снятое кино - особенно это заметно в контрасте со второй частью. Действие несется вперед так, что едва успеваешь за ним, где-то после первых 40 минут фильм просто превращается в одну комплексную экшен-сцену и не отпускает до титров. Ядрёная клюква, которую ещё никто так красиво не снимал.
Рэмбо: Первая кровь 2. Если из первой части взять только экшен, а героя запулить обратно во Вьетнам, то выйдет это местами неплохо выглядящее, но до зевоты скучное зрелище. Парадоксально, но именно второй фильм, будучи доверху напичканным маскулинностью и более походящий на классические боевики того времени, снят местами из рук вон плохо: тут и совершенно невразумительный монтаж, и сбитый ритм сражений, и элементарно странная работа со светом и яркостью картинки. Слай тут ещё старается, но не выдаёт и десятой доли того, что было в предыдущей картине. И даже несмотря на то, что здесь добавлена личная мотивация героя для жесткого убийства всех и вся, сопереживать герою ну никак не получается. Самая сильно эксплуатирующая изначальный образ Рэмбо часть, причём вовсе не так, как стоило бы.
Рэмбо: Последняя кровь. Увы, отличный пример того, что может получится, когда не можешь вовремя отпустить персонажа. Особенно неловко смотреть на скудные наивные попытки придать ненужную глубину истории там, где лучше бы смотрелись схематичные, но куда более динамичные образы. К тому же, в фильме преступно мало того самого мяса, которым так цепляла 4 часть - фильм более-менее раскачивается только к последним 15 минутам. История и стилистика напоминают о "Непрощенном" Иствуда, "Заложнице" и "Логане", но именно что только напоминают. Даже последние 15 минут, где Слай решает поиграть в "Один дома" на своей ферме, всё равно смотрятся спорно - сцены по-большей части выглядит как будто нарезка лучших моментов, а в цельную картину сложить всё это сложно. Но всё-таки тут есть старое-доброе ультранасилие со взрослым рейтингом и совершенно безумный взгляд Слая, которые, хоть и немного, но искупают остальное недоразумение.