На протяжении веков русский способ ведения войны был численным. Будь то противник Наполеона, Гитлера или НАТО, Россия разгромила бы их с помощью огромного парового катка войск, танков, артиллерии и ядерного оружия.
Те дни закончились. Современный российский способ ведения войны гораздо больше связан с изяществом и технологией. Это также гораздо ближе к западному способу ведения войны, практикуемому немцами и сегодняшними американцами.
"Несмотря на явное влияние их советского происхождения, Вооруженные Силы Российской Федерации значительно эволюционировали, чтобы отразить новые реалии, стоящие перед российским оборонным руководством. Россия больше не имеет огромных кадровых преимуществ перед своими потенциальными противниками, а также не может торговать пространством для времени в свете скорости, дальности и поражающей способности современных авиационных боеприпасов”, - говорится в новом исследовании от Корпорации "РЭНД". "Перед лицом будущего, в котором их традиционные сильные стороны отсутствуют или менее полезны, российские военные лидеры адаптировались таким образом, чтобы обеспечить эффективную защиту своей родины и, если потребуется, разрешить ограниченные наступательные операции вокруг своей периферии.”
Учитывая, что анализ российской стратегии и намерений часто, по-видимому, зависит от идеологии аналитика, исследование RAND начинается с четкого предположения: “российские силы в первую очередь призваны защищать свою родину, в частности ключевые населенные пункты и промышленность. Нет никаких признаков того, что Россия стремится к крупномасштабному конфликту с близким или равным соперником, и действительно, похоже, что российские лидеры понимают недостатки, с которыми сталкивается Россия в случае длительного конфликта с таким противником, как НАТО.”
Отсюда авторы переходят к перечислению десяти ключевых характеристик современного российского способа ведения войны:
- "Вооруженные силы России призваны защищать свою Родину и жизненно важные промышленные и демографические центры, используя многоуровневую, интегрированную противовоздушную оборону и ограниченное число оборонительных бастионов и буферных государств, чтобы купить пространство и время для реагирования на потенциальные удары или вторжение."Буферные государства и пограничная оборона будут использовать преимущества традиционной российской практики покупки времени и пространства, что даст России передышку для мобилизации. Они также будут дополнять ядерное оружие в качестве гарантии территориальной целостности России.
* "Россия надеется защитить свою территорию и избежать решительного столкновения с равным или почти равным соперником, выставив оборонительные системы и ударное оружие с увеличенной дальностью действия. Эти расширенные полигоны также обеспечивали бы оперативные преимущества российским войскам, проводящим наступательные операции вблизи своих границ.” Россия стремится сорвать любые угрозы на своей границе, которые могут быть нацелены на российскую глубинку, такие как авианосцы, корабли, способные атаковать наземные цели или обеспечивать противоракетную оборону, иностранные базы и некоторые типы самолетов. Для этого Россия построила целый ряд ракет наземного, морского и воздушного базирования. В то время как Россия будет использовать совместную стратегию использования воздушных, сухопутных, морских и иррегулярных сил, “российские стратеги считают, что аэрокосмическая сфера будет основной областью в современной войне”, отмечается в исследовании.
- "Учитывая традиционные слабости России в затяжной войне с равным или близким противником, она попытается использовать стратегии непрямых действий и асимметричные ответы во многих областях для смягчения воспринимаемых дисбалансов.”
- "Конечным страхованием для российского управления эскалацией является его арсенал тактического и стратегического ядерного оружия; Россия может угрожать применить или применить свое оружие в ответ на обычное нападение, которое подорвало бы контроль режима над государством или угрожало бы ядерному сдерживанию России.” Хотя Россия вложила значительные средства в модернизацию своих обычных военных потенциалов, “Россия, вероятно, рассмотрит ядерные ответы на неядерные нападения, которые, по ее мнению, представляют серьезную угрозу ее территориальной целостности и суверенитету; преемственности правительства; и жизнеспособности ее стратегического ядерного сдерживания”, - говорится в исследовании. Нападение на российский анклав Калининград, расположенный на территории Германии, аннексированной после Второй мировой войны, будет рассматриваться как экзистенциальная угроза для России.
- "Некоторые российские и советские операции были связаны с быстрым, скоординированным переворотом основных попыток достичь целей кампании в очень короткий период времени; этот акцент, вероятно, останется, особенно в заранее спланированных операциях."Россия также будет использовать обман (маскировка ) для маскировки подготовки своих операций.
- "Благодаря недавним реформам существенно возрос процент сухопутных компонентов Вооруженных сил России, которые находятся в более высокой степени готовности к чрезвычайным ситуациям в краткосрочной перспективе при одновременном сокращении общей численности подразделений; подразделения могут развертываться по железной дороге для быстрого наращивания наземной боевой мощи в России в ответ на кризис.”
- "Обычные и нетрадиционные методы ведения войны, вероятно, будут смешаны во многих потенциальных сценариях конфликта; силы специальных операций, военизированные формирования и сочувствующие гражданские лица могут обеспечить целеуказание, ситуационную осведомленность и некоторые возможности для преследования на всем протяжении боевого пространства.”
- "На оперативном и тактическом уровнях Россия, скорее всего, сосредоточится на разрушении, унижении или уничтожении командования и управления противника и возможностей проецирования силы противника посредством использования кинетических огней, кибер/радиоэлектронной борьбы и прямых действий маневренных сил.”
- "Россия располагает ограниченным числом обычных высокоточных ударных средств большой дальности, которые могут быть использованы против ключевых оперативных и стратегических целей, особенно в фиксированных, известных местах.”
- На местах российская тактика, вероятно, будет отражать большой акцент на массированные косвенные пожары (особенно дальние пожары), причем последствия этих пожаров будут эксплуатироваться высокомобильными транспортными средствами с существенными возможностями прямого огня."Вместо того, чтобы разбивать его с вражескими войсками, российские войска будут пытаться использовать маневр, чтобы найти и исправить силы противника, а затем уничтожить их с помощью массированной артиллерии.
Однако исследование Рэнд также спрашивает, насколько хорошо российские военные могут реализовать этот новый подход к войне. В то время как некоторые силы, такие как воздушно-десантные войска, хорошо зарекомендовали себя в таких конфликтах, как Сирия, “другие подразделения оснащены более старым оружием и имеют более высокий процент призывников, отбывающих 12-месячные сроки; неудивительно, что они могут бороться за достижение такого же уровня производительности. Вопрос о том, в какой степени российские военные в целом могут наращивать потенциал, наблюдаемый в ходе недавних конфликтов, остается открытым.”