Как вы могли заметить, Ноябрь 2019 выдался щедрым на туманы. На месяц Москва стала филиалом туманного Альбиона и если нам с вами это не принесло особых проблем, то кто-то каждый день сталкивался с целой кучей.. как например пилоты авиалайнеров. Так давайте посмотрим как аэропорт выглядит в туман и попробуем разобраться что и как происходит при посадке в плохих метеоусловиях!
Туманное утро в аэропорту Домодедово было совсем туманным. Не видно было почти ничего, только иногда был слышен звук ревущих на реверсе двигателей, значит посадки осуществляются, аэропорт не закрыли - удачно, едем снимать белесую красоту.
Видимость на перроне была метров 200-250, т.е. совсем ничего, особенно если ты сажаешь самолет со скорость в 200 км/ч, вертикальная граница облачности... да ее в принципе не было видно))
Подъехав на максимально возможное расстояние к ВПП мы сначала услышали, а сильно позже увидели приземлившийся SSJ-100.
Несмотря на не самое раннее время и приемлемое освещение все навигационные огни на рулежках и полосе горят, никому не нужны проблемы со съехавшим с бетона самолетом.
По факту, в режиме работы наземной техники ничего особенно не меняется, все штатно, машины ездят и подметают перрон, обслуживание самолетов проходит по плану.
Сложности начинаются когда ты отрываешься от земли. Когда какие-либо визуальные ориентиры пропадают, пилоты обращаются к приборам, тут то и помогает автоматика как самолета, так и аэропорта.
Давайте смотреть, что влияет на решение о посадке во время плохой погоды.
В авиации есть такое понятие как "эксплуатационный минимум" или "метеорологический минимум". В данном контексте эти понятия синонимы, просто их использовали в разные года.
Категории этих минимумов устанавливает Международная организация гражданской авиации, сокращенно ИКАО.
Так что за "минимумы" такие? Эксплуатационные минимумы это минимальные значения вертикальной и горизонтальной видимости при которых возможно выполнение посадок и взлетов.
На первый взгляд все просто, да? Нужно только узнать какая высота от земли до нижнего облака и насколько ты сможешь увидеть вперед и все... но не тут то было, это ведь авиация)))
Минимумы есть не только у принимающего аэродрома, а еще у самолета, которые летит к этому аэродрому, у пилота, который управляет этим самолетом и даже у вида полетов есть свои категории.
Давайте пойдем по порядку :)
Категорий аэродромов всего пять. I, II, IIIA, IIIB, IIIC.
Первая самая простая, видимость на ВПП должна быть не меньше 550 метров, а по вертикали 60. Дальше сложнее.
Вторая категория - горизонтальная видимость не менее 300 метров, вертикалка не менее 30!
Третья категория подразделяется на три подкатегории, от абсолютно нулевой видимости это IIIC, до 200 метров по горизонтали и 30 по вертикали у IIIA.
Для посадок на аэродромах таких категорий нужна самая совершенная авиационная техника с высокой степенью автоматизации. Для посадки в условиях "ноль на ноль" вам нужен самолет способный сам совершить снижение, выравнивание перед касанием, посадку и даже руление по ВПП.
Почти все современные самолеты отвечают критериям посадки в "молоко", что нельзя сказать про экипаж. У разных КВС разные подготовки, смотря кто и какое обучение прошел.
Из всего этого можно сделать вывод, что когда готовится план полета, то сначала смотрят на сводки погоды, а уже потом под них подбирают экипаж и самолет, аэропорт не выберешь, тут без вариантов)))
Домодедово имеет две взлетно посадочные полосы, которые сертифицированы по категории ИКАО CAT IIIA, т.е. способны принимать воздушные суда, которые могут произвести снижение и выравнивание в автоматическом режиме при погодных минимумах в 200 метров по горизонтали и 30 метров по вертикали. Этого вполне достаточно для выполнения всех регулярных рейсов, а если нет, то добро пожаловать в соседние воздушные ворота МВЗ))
Иногда можно увидеть как самолеты уходят на запасные аэродромы даже в московской зоне, такое бывает и ничего в этом страшного нет. Возможно какой-то из многочисленных критериев не подошел для посадки в нужном месте.
Надеюсь после этой статьи вам будет спокойнее летать ребята, ведь теперь вы знаете немного больше о процессах изнутри!))