Найти тему
КадроДел

Чем наши компании от западных отличаются ?

Оглавление

Я 12 лет проработал как на западных, так и на отечественных промышленных предприятиях, и мне показалось интересным сравнить опыт работы там и там на примере отношения к работникам и к охране их труда.

Система взысканий/поощрений

-2

Как и на любом отечественном предприятии, на всеволожском заводе “Форд”, ныне благополучно закрытом, исподволь сложилась своя “культура” игнорирования различных мелких правил ОТ и ТБ: передвижение пешеходов вне дорожек безопасности в зоне движения погрузчиков, непристёгнутый ремень безопасности у водителей тех же погрузчиков и всякое такое. Западный менеджмент решил с этим бороться.

Когда в начале 2000-ых на “Форде” разработали новую систему локальных нормативных актов по ОТ и ТБ, то сперва несколько недель обучали и наставляли по этим ЛНА всех работников, затем месяц дежурили в цехах и делали устные замечания нарушителям, и только потом перешли к дисциплинарным взысканиям.

На других западных производствах, где я работал, помимо дисциплинарных взысканий и лишения премии практиковались и регулярные поощрения самых аккуратных и дисциплинированных в плане ОТ и ТБ. Как материальные (подарочные сертификаты в магазины, корзина продукции), так и не очень (поздравления на цеховых собраниях, дополнительный оплачиваемый выходной).

А вот как предлагает решать вопрос с культурой безопасности топ-менеджер федеральной отечественной компании:

Желающие могут попробовать сосчитать, сколько законов предлагается нарушить в 2-минутной речи, и под действие скольких статей КоАП и УК подпадает реализация таких предложений.

У меня получилось 5 отдельных норм законов (4 из ТК и 1 из ФЗ “О персональных данных”) и 5 составов (4 из КоАП и 1 из УК).

Личный пример

-3

Но и грамотная и справедливая система “кнутов и пряников” будет малоэффективна, если руководство не подаёт личный пример. Опять же из моего личного опыта.

Свежий пример, менее года назад. Ульяновск, совместное датско-российское производство (Vestas + Роснано), строящийся завод по производству ветрогенераторов. На завод приезжает парочка наших топов от российского партнёра. Просит начальника смены провести их по строящемуся производству и всё показать. Тот им – конечно, пожалуйте в раздевалку, там гостевые safety shoes, сигнальные жилеты, каски, защитные очки. Те сразу пальцы веером: “Да ты …! Веди давай!”

И западные топы приезжали не раз. Тех и просить не надо было – сами первым делом спрашивали, а где у вас тут personal protection equipment? Наклеечки всякие на лестницах наклеивали, please use handrails. Всегда делали замечания и штатным работникам, и подрядчикам по поводу малейших нарушений. Когда выяснилось, что эвакуационный выход из временного офиса закрыт на ключ, а ключ висит внизу у охраны, как это почти всегда у нас бывает, то не успокаивались до тех пор, пока нам не выдали дубликат.

Наши топы про ТБ вспоминают, только когда надо ленточку в новый цех перед телевизионщиками разрезать, да когда работяг загнобить надо. А у западных это, действительно, в крови.

-4

Вот на этих примерах и можно весьма отчётливо понять, в чём же разница между западными и отечественными компаниями. Материал написан в продолжение статьи Как гл. инженер ПАО «Россети» публично работников позорил.

Ставь лайк, делись статьёй в соцсетях и подписывайся, чтоб ничего не пропустить! КадроДел – мой авторский сайт о трудовых отношениях.

-5