На территории Российской империи на рубеже таких-то и таких-то лет работала группа художников, которых называют передвижниками. Я думаю, у всех при их упоминании в голове всплывают картинки с полями, соснами, деревушками. Довольно скучные сюжеты, банальные и очень часто цитируемые. Их копии любят государственные организации, производители недорогой канцелярии и печатной продукции. Если не знаешь, какое изображение размещать, делай классику — не ошибешься. В чем их феномен, почему они вообще стали так известны, чем уникальны, почему заняли свое место в истории отечественного мирового искусства?
Во времена (пам-пам) XVIII века визуальный контент, который окружал людей, был совсем другим. Была каменная имперская архитектура в Петербурге, частные каменные особняки, принадлежащие промышленникам и правящей местной элите, в Москве и других крупных городах, каменные религиозные храмы и соборы. В остальном города представляли собой деревянные постройки, избы крестьян, дома ремесленников со скромными вывесками в виде подковы у конюха, калача у булочника или вовсе без них.
Ничего похожего на современный город не было и в помине. Яркой рекламы с волоокими девушками, мигающей иллюминации, украшенных и благоустроенных парков и скверов, уличных кафе с дизайнерскими вывесками и ландшафтными композициями, завлекающими баннерами и горящими рекламными растяжками — ничего из этого.
Но стремление к красоте и красивому было. И чем выше социальный статус, тем больше люди окружали себя искусством. В тот период творческие люди выходили в свет из единственного учебного заведения — Императорской Академии художеств в Петербурге. Учеба там была очень специфична и под копирку списана с европейской моды.
Юных дарований учили изображать очень узкий диапазон сюжетов, пользующихся популярностью. Летящих нимф, мускулистых богов и других мифологических персонажей, прекрасных дам в струящихся шелках, генералов с обязательно горящими праведным огнем глазами и начищенными до блеска орденами и медалями. Вполне сегодняшний мир глянца и гламура среди бескрайних серых однообразных полей и окраин с покосившимися деревушками. Сильным мира сего хотелось красивого, блестящего, разноцветного, пышущего процветанием. Ведь вам бы вряд ли хотелось повесить на стену холст с пейзажем из многоэтажек, среди которых вы живете.
И вот при таком гигантском социальном расслоении зародилась группа несогласных художников. Они хотели привлечь внимание правящей верхушки, прячущейся от своей страны в дворцах и каретах ровно так же, как чиновники в наглухо затонированных джипах, к своему населению и преподнести ей новые ценности. Они вышли из состава Академии Художеств. Отказались писать свои картины на выдуманные и абсолютно искусственные темы. Они стали писать и показывать жизнь — ту самую реальность, в которой они жили. Настоящее. Не сверкающих купидончиков, а поля, сосны, леса, смеющихся чумазых крестьянских детей, разваленные церкви.
Многие из тех образов, которые возникают в голове при слове русская деревня, появились только благодаря тому, что передвижники взбунтовались и решили, что и эти темы достойны быть запечатленными. А если бы художники просто слушались и бездействовали, возможно, мы потеряли бы целый пласт своей истории, своего позавчера.
Текст: Любовь Харланова