Найти тему
Сергей Остапенко

Битлз. Революция в поп-музыке. Часть 2

Битлз. Революция в поп-музыке. Revolver. Часть 2

Одновременно с выходом 5 августа 66 года пластинки "Revolver", вышел сингл с песнями из этого диска "Yellow Submarine / Eleanor Rigby".

-2

" Eleanor Rigby" не вписывается в общепринятые стандарты того времени, показывая как Битлз вышли из традиционной поп-группы в более экспериментальную студийную группу. Песня о заботах и судьбах пожилых людей позволила выйти далеко за пределы традиционной рок-аудитории. В песни из инструментов звучит только приглашённая струнная группа (автор партитуры Джордж Мартин). Если исключить подпевку Леннона и Харрисона. то МакКартни единственный в группе исполняющей песню. Леннон утверждал, что он написал половину слов этой песни, тем самым высоко оценивая это творчество МакКартни. В фильме "Yellow Submarine " самые запоминающиеся кадры. где плот проплывает по одиноким улицам Ливерпуля, идут под эту песню.

Несмотря на то, что "Желтая субмарина" задумывалась как нонсенс-песня для детей, в то время она получила различные социальные и политические интерпретации и прошла студийную обработку по высшему разряду. При записи этой песни использовалось немыслимое количество различных звуков и эффектов включавших свистки, гудки, колокола, звуки цепей, ветра и грозы. Говорили через рупор и консервные банки, Леннон дул воду через трубочку, персонал студии вращал цепи, наложили отрывок из военного марша и т.п. Эта песня МакКартни в исполнении Ринго стала самой важной композицией альбома, так как натолкнула на идею создания полнометражного мультфильма. который решил проблему задолженности Битлз перед компанией "Юнайтед Артистс " ещё с лета 65 года по выпуску третьего фильма. Кроме того, здесь Битлз не пришлось сниматься, всё сделали за них, а они появляются только в конце фильма.

При записи этих двух песен использовали ещё одно новшество. Чтобы придать басу больше силы, бас-гитару Маккартни записали через громкоговоритель. Особый усиленный басовый звук характерен и для всего альбома. Этого добились вставив в басовый барабан Ринго куски одежды для ослабления звук, а затем придвинув микрофон почти вплотную (меньше 10 см) к барабанной головке. Многие студии, превосходившие по своему техническому арсеналу студию Битлз, пытались повторить барабанную дробь Ринго, но безуспешно. Предпочтение близкофокусных инструментов, когда микрофоны были помещены близко к инструментам, распространялось на оркестровые струны, используемые в " Eleanor Rigby" и рожки на "Got To Get You into My Life", что придавало инструментам особый, по мнению МакКартни, "кусачий " звук. Новый режиссёр Джефф Эмерик вспоминал, что The Beatles призвали сотрудников студии отказаться от стандартных методов записи, добавив: "когда мы начали Revolver, договорились, что каждый инструмент должен звучать не так, как он сам: пианино не должно звучать как пианино, гитара не должна звучать как гитара. Широко было использовано воспроизведение звука в обратном направлении и изменение скорости звучания.

Так в песне Харрисона было использована запись соло гитары, которую исполнял МакКартни, соло было перевёрнуто в обратном направлении и замедлено. Этот приём был использован и в композициях "I 'm Only Sleeping" и "Tomorrow Never Knows".

ADT, обратная запись и закрытые микшерные барабаны были одними из девяти методов, которые впервые в мире звукозаписи были использованы при записи "Revolver".

Выводы:

1. Альбом "Pet Sound" группы "Beach Boys" считается одним из первых концептуальных альбомов, который произвёл определённую революцию в поп-музыке раздвинув грани процесса звукозаписи и вышел из стандартных рамок поп-музыки того времени, вдохновив последующих музыкантов в области экспериментирования в студии. Сама студия становилась главным музыкальным инструментом. Новаторство здесь было, в основном, в привлечении большого количества голосов инструментов и различных звуков, в сложных оркестровых аранжировках и Уилсона можно твёрдо считать одним из первых пионеров сэмплирования.

2. "Revolver" Битлов пошёл дальше. Если Уилсон использовал существующие инструменты и звуки, то Битлз стали создавать новые звуки и придали необычное звучание стандартным и нестандартным инструментам и вокалам исполнителей